Цицерон и римские стоики о государстве и праве

1. Происхождение и сущность государства (106–43 гг. до н.э.):

1) определяет гос-во как дело, достояние народа.

- гос-во есть выражение общего интереса всех его членов; - гос-во есть пр. общение этих членов;

2) основная причина образования гос-ва - врожденная потребность людей жить вместе.

- первооснова гос-ва – семья; - гос-во возникает в целях охраны;

3) гос-во и право основаны на всеобщем разуме и справедливости;

4) критерием для определения формы гос-ва является «характер и воля тех, кто правит гос-вом».

- различает 3 простых формы правления: царская власть(монархия), аристократия (власть оптиматов), демократия (власть народов); - наилучшая форма – смешанная (обеспечивает прочность гос-ва); все 3 начала гос-ва д/б уравновешены.

5) признает круговорот форм правления;

6) определяет задачи гос-ва: сохранение сложившихся отношений; поддержание должного порядка; управление присоедененными территориями;

7) рисует образ идеального правителя: должен овладеть основами права; д. делать жизнь людей безопасной и богатой; в критической ситуации с согласия народа д. уставновить в гос-ве порядок.

8) рассматривает гражданина как: должен следовать справедливости; д. трудиться для общего блага; обязан защищать отечество.

Философия права: в основе права лежит присущая природе справедливость; источник справедливости и права – природа, имеющая божественное начало; право – естественное право (по природе); естественное право как истинный закон: устанавливается природой, распространяется на всех людей, сохраняет равенство между людьми, воздает каждому свое; сформировал 2 основных закона естественного права: не вредить другим, не нарушать ч.с. (может быть частную собственность?); каждый закон должен иметь преамбулу; формирует важный правовой принцип – под действие закона должен попадать каждый; формирует основные принципы м/н права – гуманное обращение с пленными и побежденными, необходимо соблюдать м/н договор.

11. Правопонимание римских юристов.

1. Первоначально –(начиная с300 г. до н.э.) понимали право как нечто, богом данное и обозначали право словом «Фас».

2. Светское человеческое право получило: jus: естественное право - jus naturale; позитивное право – обычное право, закон (lex), эдикты магистратов, решения сената, право юристов, установления принцепсов, конституции императоров и т.д.

3. не противопоставляли естественное и позитивное право.

4. предлагали свою классификацию права: публичное (определяло статус гос-ва); частное (относится к пользе отдельных лиц): естественные предписания, предписания народов, предписания цивильные; подчеркивали невозможность чистого выделения частей права.

5. выделяют разные смысловые оттенки понятия права: это то, что всегда является справедливым и добрым; это то, что полезно всем (многим в гос-ве).

6. сформулировали основной принцип естественного права: воздавать каждому свое.

7. выдвинули основные признаки: общегосударственный характер; разумность; социальность, антикриминальность, обязательность для исполнения; закон является критерием для отличия должного и недолжного; то, что противоречит принципам права не имеет юридической силы.

8. включили в право народов правила межгосударственных отношений: правовой статус послов; процедура объявления войны; общность морских просторов.

Выводы: римские юристы разработали ряд фундамент политической юриспруденции как самостоятельной науки; считали правдивость и справедливость необходимыми свойсвами права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: