1. Воззрения Августина на сущность государства (теологическая теория) (354–430 гг.):
1) разрабатывает концепцию двух градов: а) град божий (духовное)– состоит из людей, живущих по духу (по богу); является вечным; временно находятся в земном странствии; воплощение земного града – церковь; б) град земной – состоит из людей, живущих по человеку(по плоти); ограничены во времени; руководит и управляет людьми в жизни земной.
2) разделение на 2 града носит неформальный характер, а определяется верой человека.
3) гос-во является следствием греховности человека;
4) греховность земной государственно-правовой жизни проявляется в господстве одних и в рабстве других;
5) формы правления зависят от обязанностей, которые возлагаются на верховную власть (уважение к богу и человеку, обеспечение справедливости и порядка). Основные обязательства верховной власти – уважение к человеку и богу, обеспечение справедливости и порядка;
6) все формы правления имеют право на существование, если в гос-ве сохраняется справедливость и уважение к религии;
7) церковь имеет верховенство над гос-вом;
8) цель гос-ва состоит в служении церкви, в приближении к граду небесному;
9) гос-во, в котором игнорируется право как воплощение справедливости, является погибшим государством;
10) выделяет 6 периодов в исторической эволюции человека: младенчество(зарождение человеческого общества), детство(опыт, историческая память), юность(зарождение морали), зрелость(религиозное сознание), начало старости(душа постигает бога), время от рождения Христа до второго его пришествия.
2. Представление о праве: 1) абсолютной нормой всего, что д/б является божественный порядок;
2) право является восходящий к богу нерушимый вечный закон: является выражением божественного разума и воли; люди не могут нарушить действия высокого и вечного закона;
3) естественное право есть идеальная норма человеческих отношений: определяется божественным законом; не может быть нарушено;
4) наряду с божественным и естественным законами признает законы человеческие: человеческим законам надлежит подчиняться; они часто нарушаются людьми;
5) различие между проступком и преступлением в том, что преступление имеет общественную опасность (действие во вред другому);
6) наказание не является принудительной силой, оно содержится в самой вине и вытекает из нее.
Выводы: различает два противоположных типа гос-ва; формируется христианско-теологическими представлениями о едином богоустановленном порядке; естественное право возводит к богу (придает естественному праву теономный характер).