Д.Юм: узурпация (завоевание) – основной источник государственности; отрицание договорной теории и рациональной природы естественного права. Болингброк: свобода как подлинная цель правительства. У.Блекстон: идея свободы верховной власти от юридической ответственности. Э.Берк: критика теории естественного права, общественного договора и народного суверенитета.
1. Д.Юм:
1) отвергал идею божественного происхождения королей и теорию общественного договора;
2) считал, что все гос-ва основывались путем узурпации, завоевания, насилия;
3) естественный закон – не веление разума, а результат взаимного приспособления людей;
4) очертил идею содержания Международного права:
- неприкосновенность особы посла;
- право объявления войны;
- воздержание от применения отравленного оружия.
2. Болингброк:
1) разделял идею ощественного договора;
2) провозглашал свободу – подлинной целью права;
3) лучшей формой правления считал монархию, ограниченную законом;
4) поддерживал принцип разделения властей.
3. У.Блекстон:
1) отвергал идею естественного состояния;
2) не признавал теорию общественного договора;
3) считал, что высшая законодательная власть должна ------ королю, лордам и общинам;
4) король свободен от юридической ответственности.
4. Э.Бёрк: 1) отрицал теорию естественного права, общ.договор и народный суверенитет;
Оспаривал теорию общественного договора тем доводом, что человек никогда не находился вне общества, а всегда, от рождения, был связан с другими людьми и обществом рядом взаимных обязанностей.
Столь же неверна, по мнению Бёрка, и теория народного верховенства. Народ – это сумма лиц, которая не может составить единую личность, действующую как одно лицо. Искусственной фикцией является воля большинства, лежащая в основе ряда теоретических построений о власти и законе. Абстрактные представления о свободе ведут к анархии, а через нее – к тирании. На самом деле человек не свободен от наличного общества и общественных связей.
2) рассматривал общ-во и гос-во как часть созданного Богом миропорядка;
Общественный порядок, рассуждал Бёрк, складывается в результате медленного исторического развития, воплощающего общий разум народов. Бёрк часто ссылается на бога, создателя мироздания, общества, государства. Всякий общественный порядок возникает в результате долгой исторической работы, утверждающей стабильность, традиции, обычаи, предрассудки. Все это – ценнейшее наследие предков, которое необходимо бережно хранить. Даже и предрассудки не надо разрушать, а стремиться найти содержащуюся в них истину. Сила действительной конституции – в давности, в традициях. Право есть произведение народной жизни.
3) объявляет фикцией представление о равенстве людей:
- сохранение неравенства гарантирует стабильность общ-ва;
- общество признает неравенство и приспосабливается к нему.
Бёрк резко критиковал Декларацию прав человека и гражданина, провозгласившую равенство всех людей перед законом. Люди не равны, и это признается обществом, в котором неизбежно социальное и политическое неравенство. Права человека, рассуждал Бёрк, надо выводить не из представлений об абстрактном человеке, а из реально существующего общества и государства.
4) идеальной считает форму правления, в которой смешиваются аристократические, монархические и демократические начала:
- избирательное право б.д. ограниченным;
- воля народа должна определяться не массой индивидов, а признанными представителями