(реформация, контрреформация, абсолютизм)
Реформация в Западной и Центральной Европе представляла широкое общественное движение, носившее в основе своей антифеодальный характер. По форме это была борьба против католической церкви, являвшейся главной идеологической опорой феодального строя.
Церковная власть в Средние века была господствующей политической и духовной силой. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях. Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление среди рядовых верующих и некоторых священнослужителей.
Основными причинами Реформации являлись преодоление феодальной раздробленности, возникновение централизованных государств, экономический кризис, недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической. Одной из предпосылок Реформации были гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на явления культуры, в том числе и на религию.
|
|
На протяжении Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, органично вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской. Церковь в Средние века являлась крупнейшим земельным собственником. Монархи Европы в свою очередь шли на любые затраты, чтобы получить от клириков высшую санкцию на своё господство.
Католическая церковь процветала, пока господствовал феодальный строй. Но с конца XV в. в Европе начинают распространяться капиталистические элементы, происходит формирование нового класса - класса буржуазии, который был заинтересован в обновленной идеологии. Новая религия должна была отличаться от католицизма простотой и дешевизной.
Родиной Реформации стала Германия. Ее началом принято считать 1517 г., выступление Лютера с 95 тезисами против продажи индульгенций. Лютер опроверг авторитет Священного Предания, то есть постановлений церкви и папские декреты. Единственным источником религиозной истины должно быть Священное Писание. В период Крестьянской войны 1525 г. обозначился раскол Реформации. Крестьянская война стала следствием толкования крестьянскими массами идей Реформации как призыва к социальным преобразованиям. Во многом этим настроениям способствовало учение Томаса Мюнцера, который в своих проповедях призывал к мятежу, социально-политическому перевороту. М.Лютер выступил с резким осуждением крестьян. Неспособность крестьянских масс и бюргерства сплотиться в совместной борьбе привела к поражению войны.
|
|
Идеи Реформации быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии.
В 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир, который установил гарантии свободы вероисповедания для имперских сословий. Подразумевалось, что каждый правитель сам определяет вероисповедание в своих владениях. Уступкой католиков в отношении конфессии подданных стала фиксация в тексте соглашения права на эмиграцию для жителей княжеств, не пожелавших принять религию своего правителя, причём им гарантировалась неприкосновенность личности и имущества. Однако разрешение политических споров не положило конец спорам догматическим. В 1580 г. разработан документ, получившего название Формулы Согласия. С выработкой Формулы Согласия и созданием корпуса Книги Согласия основные теологические споры внутри Евангелической Церкви были завершены.
Ситуация, аналогичная германской, сложилась и в Швейцарии, где авторитет католической Яркими представителями движения Реформации в Швейцарии выступили Ульрих Цвингли и Жан Кальвин.
Доктрина Цвингли имела черты сходства с лютеранством, но и немало отличалась от него. Как и Лютер, Цвингли опирался на Священное Писание, критиковал схоластическое богословие. Он отвергал церковную иерархию, монашество, поклонение святым, безбрачие духовенства. Главное богословское различие между Лютером и Цвингли состояло в разной трактовке причастия, носившей у Цвингли более рационалистический характер. Цвингли был сторонником республиканизма. Идеи Цвингли получили распространение в Швейцарии, после его гибели были вытеснены кальвинизмом и другими течениями протестантизма.
Основным положением учения Ж. Кальвина было учение о «всеобщем предопределении». Человеку не дано изменить свою участь, он способен лишь веровать в своё избранничество, прикладывая всё своё трудолюбие и энергию, чтобы достичь успеха в мирской жизни. Идеи Кальвина получили распространение и в Швейцарии и за её пределами, послужив основой для Реформации в Англии и Нидерландской революции.
Комплекс мер, предпринятый католической церковью для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации. Контрреформация имела внешнюю и внутреннюю стороны. Внешняя сторона заключалась в насильственном подавлении реформаторского движения путём преследования протестантов, распространения инквизиции и создания Индекса запрещённых книг, внутренней стороной были процессы, которые можно назвать реформацией в самой католической Церкви.
Церковь инициировала создание ордена иезуитов, его основателем был И. Лойола. Главное обязательство, которое брали на себя иезуиты, заключалось в том, чтобы повиноваться всему, что прикажут нынешний и будущие папы. Направления деятельности ордена были различны. Орден иезуитов поставил задачу овладеть школьным делом, чтобы использовать его для воспитания подрастающего поколения в духе преданности католической церкви. Важной задачей ордена также была политическая деятельность: интриги при дворах королей и князей, шпионаж, выполнение дипломатических поручений по устранению неугодных политических деятелей.
В результате мер, предпринятых католической церковью, ей удалось предотвратить натиск протестантизма, который победил в основном в Скандинавии, Северной Германии, Нидерландах и Швейцарии, на Британских островах и в Северной Америке. Оплотом католицизма остались Италия, Испания, Франция, Австрия.
Концом Реформации можно считать подписание Вестфальского мира в 1648 г., по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике. Вестфальский мир юридически закрепил принцип: «Чья власть, того и вера», и были зафиксированы конфессиональные границы по состоянию на 1624 г. Одним из основных последствий реформационного движения стало появление протестантизма, который получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера, Жана Кальвина, Ульриха Цвингли, а также возникшего особым путём англиканства.
|
|
Итоги реформационного движения нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны перестал существовать единый христианский мир, под духовным руководством папы римского. Единая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. В экономическом плане Реформация способствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические.
В XVI в. в странах Европы постепенно утверждается абсолютизм. Абсолютизм (от лат. absolutus - независимый, неограниченный). Абсолютная монархия - последняя форма феодального государства, возникающая в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений.
Абсолютизм имеет следующие черты: глава государства - монарх рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной, власти; он устанавливает налоги и распоряжается финансами. При абсолютизме достигается наибольшая (в условиях феодализма) степень государственной централизации, создаётся разветвлённый бюрократический аппарат, большая постоянная армия; деятельность органов сословного представительства прекращается или теряет прежнее значение. Социальную опору абсолютизма составляет дворянство. Основные черты абсолютизм наиболее отчетливо проявились во Франции. Первые элементы абсолютизма появились в конце XV- начале XVI вв., расцвет относится ко времени Ришелье (первого министра Людовика XIII в 1624-1642 гг.) и особенно Людовика XIV (1643-1715 гг.). Спецификой английского абсолютизма было сохранение парламента, слабость бюрократического аппарата на местах, отсутствие постоянной армии. В раздробленной Германии абсолютизм складывался не в общегосударственном масштабе, а в пределах территорий отдельных княжеств.
|
|
Вначале абсолютизм играл прогрессивную роль. Он выступал против феодального распада страны, содействовал развитию национальной промышленности, проводя политику меркантилизма. Когда же капитализм достиг уровня, исключающего его дальнейшее эффективное развитие в недрах феодализма, абсолютизм был уничтожен в ходе революций (в Англии в XVII в., во Франции в XVIII в.)