Профессиональные качества следователя, судьи, прокурора определяются их направленностью и последовательностью убеждений, которые оказывают содействие пониманию и осознанию социальной значимости данной профессии, мировоззренческой убежденности, чувства долга, объективности и справедливости в целом комплексе профессиональных функций. Личность должна быть активной, стремящейся деятельно участвовать в жизни социума.
Специфика деятельности по осуществлению правосудия призывает к действенности все способности личности и ее психологические качества, которые подчиняются требованиям, сформированным сферой человеческой деятельности и их дальнейшему совершенствованию. Важное значение уделено осознанию личностью своих социальных функций, выполнение которых происходит в процессе осуществления правосудия. Социальной значимостью этого обусловлена нравственная модель личности и организация структуры профессиограммы.
Специфической чертой для многих юридических профессий считается организационная сфера деятельности, разделяющаяся по двум аспектам:
|
|
1) организация своей службы на протяжении рабочего дня, недели, система работы по уголовному делу в обстоятельствах ненормированного рабочего дня;
2) порядок совместной работы с должностными лицами и правоохранительными органами.
Основные виды деятельности юридических работников сконцентрированы на достижение целей, поставленных следствием и правосудием. Это познавательная, конструктивная, воспитательная деятельность.
Вспомогательные виды деятельности — коммуникативная, организаторская и удостоверительная — должны обеспечивать приемлемое осуществление основных целей.
Психологические стороны профессиональной деятельности юриста определяются подзаконными актами, но необходим и психологический отбор на должность следователя, прокурора, судьи и др. Профессиограмма систематизирует изображение профессиональной деятельности, в которую входит психограмма в комплексном требовании профессии к состояниям, свойствам и психическим процессам личности.
Профессиограмма юристов охватывает следующие виды деятельности:
- социальную, которая включает политический аспект в работе следователя, прокурора, оперативного работника и других в борьбе с преступностью и проводимыми профилактическими мероприятиями, в перевоспитании правонарушителей и др.;
- поисковую — как собирание информации преимущественно преобладает в деятельности оперативного работника, следователя и судьи;
- реконструктивную — как проходящий и завершающий этап анализа информации по делу и на ее основании выдвижение гипотез, планирование самой работы;
|
|
- коммуникативную, которая заключается в получении важной информации в процессе общения; преобладает при допросах, в работе адвокатов и оперативных работников, воспитателей исправительно-трудовых учреждений;
- организационную, которая состоит в волевых действиях по осуществлению проверки версий и гипотез; делится на два вида: самоорганизованность и система организации людей в процессе коллективного решения профессиональных задач;
- удостоверительную, т.е. приведение информации в предусмотренную законом форму, такую как протокол, постановление, приговор и т.д.
Предмет исследования судебной психологии — структура профессиограммы следователя, включающая подробное изображение всех сфер его деятельности, а также присущих ему навыков, свойств и качеств.
Профессиограмма следователя имеет сложную иерархическую структуру, представляющую взаимосвязь или зависимость личных качеств, умений и навыков в профессиональной деятельности, ее цикл и реализацию личностных свойств.
Основание профессиограммы — поиск, воплощающий стремление следователя к раскрытию преступления.
На первом этапе происходит собирание информации, необходимой для выполнения задач, сущность которого состоит в выделении из окружающих значимых для криминалиста сведений, таких как следы преступника и др. Полученные данные способствуют восстановлению событий преступления с высокой точностью. Здесь важны способности следователя как следопыта, криминалистические знания, а также профессиональный и жизненный опыт.
Второй этап — коммуникативное направление, в процессе которого следователь получает информацию путем общения с людьми. Он обязан создать свое соответствующее психическое состояние, управляя при этом своей волей и эмоциями, а также соответственно и эмоциями допрашиваемых лиц (в рамках закона).
Результаты, полученные на этих этапах деятельности, заносятся в формы, предусмотренные законом: протоколы, постановления и т.п., что возможно при хорошем владении быстрым письмом и переводом в него устной речи.
На следующем этапе следователь — это организатор расследования, который принимает решения, добиваясь в ходе следствия их реализации, организуя при этом деятельность других людей.
Далее следует уровень, где деятельность следователя реконструктивная, т.е. переработка полученных данных, обдумывания и принятия решения. Здесь важен интеллект следователя и его познания в области уголовного права и процесса, криминалистики и др. Эти и другие знания помогают следователю перерабатывать информацию, выдвигать версии и принимать общий план расследования.
Завершающий этап — социальная сторона, где следователь выступает в виде организатора борьбы с преступностью, выясняя причины и принимая меры по устранению данного явления.
Восприятие следователя осмысленно и целенаправленно, что свидетельствует о его профессиональном опыте и специфике мышления. Наблюдение происходит с преднамеренным восприятием явлений и предметов. Существует установка в системе наблюдения, выделяющая события преступления и дающая возможность существования версий.
Криминалистическая наблюдательность — планомерное и продуманное восприятие событий при осмотре места происшествия.
Наблюдение должно происходить при следующих условиях:
- перед началом осмотра нужно иметь общее представление картины случившегося, так как это необходимо для составления плана осмотра;
- необходимо преобладание целостного (симультанного) восприятия предметов и явлений, так как последовательность восприятия мешает творческой работе следователя и вычленения криминалистически значимых (важных) предметов;
|
|
- следователь должен обладать рядом индивидуально-личностных качеств, способствующих выделению этих объектов по следам и предметам;
- далее выделяются так называемые опорные точки (сигналы), которые участвуют в построении очертаний предполагаемого преступления. Это следы насилия, следы потерпевшего, орудия преступления и т.д.;
- параллельно составляется гипотеза, и ищутся другие опорные точки, касающиеся взаимоотношений преступника и потерпевшего, выделяются мотивы и т.д.
Наблюдательность следователя определяется:
- установкой на получение информации;
- особенной концентрацией внимания на объектах и явлениях, способных предоставить информацию;
- продолжительностью устойчивости внимания.
Средствами фиксирования показаний может служить диктофон, компьютер и др., поэтому для следователя важно обладать навыками их использования.
Следователя характеризует и уровень самоконтроля и самопроверки, который состоит в сопоставлении версии с обстоятельствами дела.