Глава 2. Как умаляются страсти (эго)

-Умаление страстей (эго).

Из предыдущей главы хорошо понятно, с чем именно придется нам столкнуться на пути умаления своих страстей. Далее же, для начала правильной работы нам необходимо изначально верно расставить приоритеты в ней. Только Господь через Святой Дух может очистить нас от страстей. Но чтобы Он это делал, мы в первую очередь должны сами искренне желать от них очиститься.И лишь в этом случае Господь дает нам помощь в виде Духа Святого, того Света, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоанн 1:9).

Ведь что такое наше эго и страсти? Во многом это и есть та самая грязь, которую мы добровольно насобирали в течение своей жизни, каждый раз уступая греху. Вспомним себя в детстве. Разве у нас была гордость или какая-то фальшивая личность, разве у нас были серьезные зависимости или ложь? Конечно, нет. Все это наши более поздние «приобретения».

Труднее всего взяться за борьбу со своими страстями на начальном этапе духовного пути, когда эго еще сильно и яростно сопротивляется любому критическому взгляду на него. Без полной искренности и доли мужества это будет практически невозможно. Но если человек все же найдет в себе силы бороться с Божией помощью с увиденными в себе страстями, то успех, безусловно, окрылит его. Ведь разве это не удивительно, что если мы будем каждый раз честно видеть в себе проявление, к примеру, раздражения, каяться в этом и просить Господа о помощи, то оно будет реально становиться слабее в нас.

Сама борьба со своим эго - это искренний поиск в себе страстей. При этом наше видение и нетерпение к своим страстям является необходимым условием для направления туда Господом Своего Божественного Света. Так что только каждый искренний взгляд на свой проступок, раскаяние в нем и желание его не повторять, реально может ослабить его в нас.

Когда человек в своей духовной работе доходит до того, что начинает с интересом выявлять в себе страсти, - считай, что дело серьезно сдвинулось. Это значит, что он понял главное, и дальше будет уже непросто сбить его с правильного пути к Богу.

Также очень полезно составить и периодически обновлять список своих страстей. Окружающие вас люди будут лучшими вашими помощниками в этой работе. Многим людям нравится критиковать других людей. Используйте их энтузиазм, а заодно и проверяйте себя на правильное отношение к критике. Чаще уделяйте этому списку внимание, просите Господа, чтобы Он помог вам видеть в вашей жизни проявления всех страстей, и вы быстро почувствуете фундаментальные результаты.

Смирение, как ничто иное, помогает нам переносить нападки эго. Однако важно не подменять этот прекрасный метод простым терпением. Терпение – это выработка устойчивости к неприятной ситуации, и оно лишь укрепляет эго так, что человек может начать считать себя стойким и выносливым. Смирение – это полное приятие любой ситуации, как полезной для нашей души и абсолютное доверие Господу по ее разрешению. Смирение приводит к растворению всего эго и рождает в человеке легкость и спокойствие.

Без абсолютной искренности полное искоренение эго невозможно. Господь и так берет на себя почти всю работу, сжигая наши страсти. От нас же требуется лишь честный, критический и покаянный взгляд на себя.

Процесс умаления эго является видимым во времени. Человеку, со всей искренностью приступившему к этой работе, достаточно несколько месяцев, чтобы увидеть первые фундаментальные результаты и тем укрепиться в правильности выбранного пути.

Единственным критерием того, что страсти в нас действительно нет, является не наша психологическая устойчивость в ситуации, когда она проявлялась, а абсолютное отсутствие нашей негативной реакции на нее.

При работе по умалению эго все наши усилия должны быть направлены на честное видение своих страстей и желание их искоренить. Именно под эту цель Господь дает Божественный Свет по их растворению.

Человек, возненавидевший в себе греховность, получает помощь от Господа в виде Божественного Света очень быстро, практически сразу. Ведь Святой Дух, - это Сам Бог, который прекрасно видит и направление наших усилий, и желание вытаскивать из себя все нечистоты, которые в нас есть, и помогает в зависимости от этого.

Никакого духовного развития человека без борьбы со своими конкретными страстями не будет - будет лишь взращивание духовного эго. Истинная духовность - это отсутствие страстей в человеке. Вся Божественная педагогика по отношению к нам существует для того, чтобы надежно упереть нас в свои страсти и грехи, а вся работа лукавого в нас заключена в том, чтобы мы «талантливо» из каждой такой ситуации выкрутились.

Выявлению и искоренению в себе страстей, видению грехов, очень помогает чтение Святых и Праведников, которые уделяли этому вопросу первостепенное значение. Старец Паисий Святогорец, например, и особенно его пятый том «Страсти и добродетели» - просто бриллиант на этом пути. Его живой язык и огромный практический опыт позволяют нам с десятков разных сторон увидеть страсти в себе и, с помощью Божией, искоренить их. Практически все основные виды страстей и их проявления в человеке рассмотрены им буквально под микроскопом.

- Помощь от нашего окружения.

Господь всегда очень точно и безошибочно помещает души Своих детей в эту жизнь. Все наше окружение: семья, сослуживцы, друзья, просто знакомые не бывают случайными. Все они даны нам Господом в помощь нашей духовной работе. Часто мы бываем недовольны ими, осуждаем, раздражаемся и даже гневаемся на них, забывая при этом, чтоосуждение, раздражение и гнев - это уже наши страсти, которые не дадут нам войти в Царствие Божие. Поэтому именно наше окружение является тем самым зеркалом, в котором отражается все наше эго, все наши страсти.

Так как наше окружение часто нам не нравится, то мы порою мечтаем, а иногда и делаем что-то для того, чтобы его поменять. Однако, всегда забываем при этом, что именно в нем кроется истинное спасение нашей души. Только это окружение безошибочно отражает все уродства нашего эго. Именно это наше окружение является лекарством, данным нам Самим Господом для врачевания и искоренения наших страстей, и что без него мы этого сделать не сможем. Скажите, как мы можем по-другому увидеть свою страсть, если у нас не будет никакой возможности ее внешнего проявления?

Мы можем уехать подальше от всех и жить, как нам кажется свободно, но тем только замедлим процесс нашего духовного выздоровления, потому что наши страсти, таким образом, будут умаляться гораздо медленнее или не будут вообще. Бегство от тех лекарств, которые нам дает Господь, - это есть начало самолечения, которое неизбежно несет нам вред. Конечно, речь здесь не идет о людях, оставивших мир ради служения Господу.

Только ежедневно наблюдая нашу негативную реакцию на других людей, как то осуждение, раздражение, гнев, ложь, зависть и другие всевозможные греховные страсти, видя их проявление в нас и прося Господа, об избавлении от них, мы можем врачевать с Божьей помощью свою душу. По другому, без этих лекарств данных нам Господом, душу не исцелить. Человек, который отвергает эту помощь, тем самым сильно усложняет для себя задачу спасения своей души.

Если же мы хотим помочь нашему окружению, то должны в первую очередь начать работать над собой, над собственным осуждением и другими страстями своей души. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Это потому, что только человек, который на самом деле умалил с Божией помощью свои страсти, знает, как помочь нам их преодолеть. Человек, который только теоретически понимает, как это все делать, но еще не познал все практически, произносит лишь пустые слова, без участия сердца и без участия Бога, которые не ведут к изменению людей вокруг. Поэтому, только занимаясь собой, мы можем реально помочь нашему окружению стать лучше. В противном случае, нам всю жизнь придется искать покой вдали от всех, так как душа, наполненная страстями, ни с кем не будет чувствовать себя долго счастливо.

Когда мы не хотим принимать посильные и легкие лекарства, которые Господь прописывает нам в начале жизненного пути, и которые мы избегаем, то в результате неизбежно попадем на еще более жесткие и горькие. В том случае, когда мы отвергаем помощь Божию, Ему приходится иногда ставить нас в безвыходные условия, из которых мы уже просто не можем сбежать.

В человеке, который прорабатывает в себе день за днем свои страсти, проявляется любовь. Та самая любовь, о которой Господь говорил: «По тому узнают все, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собою» (Иоанн 13:35). Вас уже не будут раздражать другие люди. Ведь и Господь не убегает от нас, а день за днем, год за годом с огромной любовью и терпением нас воспитывает, подсказывает, помогает. И нам в своей работе нужно чаще вспоминать об этом.

Когда кто-то терпеливо и упорно действительно умаляет свои страсти, то он неизбежно становится добрым, спокойным, любящим. И люди вокруг него тоже постепенно начинают меняться, глядя на его пример и чувствуя его любовь к ним. Ведь Господь говорил: "вода, которую Я ему дам, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Иоанн 4:14). Так что Богом давным-давно уже сказано, откуда идет реальная помощь в изменении людей вокруг нас.

Еще раз внимательно посмотрите на свое окружение, на то, как вы к нему относитесь и какая в этом отношении есть ваша страсть. Видьте ее, сопротивляйтесь ее проявлениям в вас, просите Господа об избавлении от нее и тогда она начнет умаляться. Тогда и люди вокруг вас будут меняться и ваше отношение к ним. А без страстей вы всегда будете счастливым человеком, любящим и Бога, и все Его создания. Вот что делает Божья любовь и помощь с теми, кто честно и без возражений принимает все лекарства от Господа.

- Покаяние.

Покаяние – это боль души о совершенном греховном поступке. Это досада на себя за слабость, чувство вины перед Господом, иногда человеком, чувство обиды за свою, опять замаранную душу. Сила покаяния кроется не в ее продолжительности, а лишь в ее искренности. Признание в себе греха без чувства раскаяния – это, по сути, его одобрение. Формальное раскаяние без сердечной боли за содеянное – это хитрость лукавого, который таким образом опять уводит нас от главного и оставляет грех нераскаянным.

Прошение прощения – это раскаяние в действии. Как сказано у мудрых «С каждым «прости» тает гордость». Покаяние, не доведенное до слов прощения перед Богом и людьми – это хитрая победа наших страстей над душой.

- Умаление гордости (эго).

Стволом и корнем всего дерева эго является наша гордость и ее страсти. Именно она, является основой нашего фальшивого «я» и инициатором всех наших греховных мыслей и поступков. И, соответственно, если мы хотим устранить причину подобных мыслей и дел, то должны вплотную заниматься и поисками их «командира».

Поэтому самый короткий путь умаления нашего эго, - это поиск конкретной страсти, вызывающей греховные мысли в нас. Им может быть и эгоизм, и упрямство, и тщеславие, и себялюбие, и высокомерие и некоторые другие страсти, составляющие нашу гордость.

Если после обнаружения греховной мысли, мы не забываем точно определить и увидеть в себе ее «автора», то в данном случае мы выполняем нашу часть работы по умалению эго максимально эффективно. Дерево с подточенными корнями долго не простоит.

- Многогранность некоторых страстей (эго).

Некоторые страсти могут иметь несколько проявлений в нас. Так, например, ложь может выглядеть как «ложь во благо», как умолчание, как хитрость, как человекоугодие, как самооправдание и т.п. Человек, очень часто видит в себе лишь какое-то одно проявление. Но одна бывает только правда, а вот у лжи всегда есть в запасе десятки близких к правде оттенков.

Чтобы умалить любую часть эго нужно вначале ее увидеть, признать ее наличие в себе и раскаяться в ней. Только в этом случае Бог направляет на нее Свой Божественный Свет. Господь не помогает нам избавиться от тех язв, которые мы в себе не видим, а значит, считаем нормой. Поэтому не поленитесь с помощью интуиции и листа бумаги точнее понять особенности прорабатываемой страсти. В качестве дополнительной помощи и возможного пополнения списка, можно показать его близким и хорошо знающим вас людям. Их любовь к критике – бесценная помощь, которую мы должны с благодарностью использовать.

Чаще используйте свой прошлый опыт. При таком многостороннем подходе к умалению эго, работа будет действительно полной и займет намного меньше времени. Ведь наше прошлое – это бесценная личная энциклопедия уже состоявшихся проявлений эго в нас. Каждая, даже самая маленькая страсть, конечно же, оставила десятки отпечатков своих лап в минувших ситуациях. Ведь Бог только что и делает, так это ежедневно ведет нас от одного проявления нашего эго к другому. И если вы, как опытный охотник, с помощью интуиции будете временами листать эту энциклопедию, то быстрее выявите все виды и подвиды страстей в себе, и с Божией помощью избавитесь от них.

-Индивидуальные и скрытые виды страстей (эго).

Еще одна хитрая разновидность эго, суть которой в следующем. Например, вы работаете над смирением и скромностью, внимательно следя за своим поведением и отношением к людям. Однако при этом можете не обращать никакого внимания на свой резкий стиль вождения машины, на проявление своих страстей при выполнении некоторых элементов своей профессиональной деятельности, частый азарт в различных спортивных играх. В результате, вы регулярно подпитываете и даже растите свое эго на этих малозаметных территориях.

Другой пример, когда вы коллекционируете что-нибудь. Здесь могут быть дорогие вещи и копеечные, серьезные коллекции и лишь пара экземпляров чего-то. Эго все равно на что вас ловить, главное, чтобы вы ловились. В результате можно развить серьезную гордость и зависимость от вещей материального мира на паре, к примеру, старинных монет, или необычной расцветки зонтиков или вообще чего угодно. Коллекционеры по размерам эго зачастую превосходят некоторых миллиардеров и политиков.

Порядок работы с этими страстями прежний, - признание в себе, видение всех их проявлений в жизни, желание от них избавиться.

- Построение духовной работы.

При работе со своими страстями очень важно выработать правильный ее порядок. Эго, понимая, что человек серьезно за него взялся, часто пытается помешать ему чрезмерностью. К примеру, человек приступает к разбору своей обиды на кого-то. А эго тут же начинает подбрасывать ему мысли: "Да! Но ты еще обижен и на того, и на того". И в результате человек думает уже о десятке своих проступков, а по сути, ни об одном. Поверхностный перебор и перечисление страстей и грехов к их умалению не ведет. Где в такой тесноте мыслей место для Господа? Гораздо полезней разбирать каждый пример подробно, с осознанием своей неправоты и искренним раскаянием. Лишь при такой нашей работе над собой Божественный Свет Господа будет умалять наши страсти.

Рекомендации Святых Отцов помогают нам правильно организовать порядок духовной работы на пути умаления страстей. Желательно заниматься разбором проявлений страстей в себе ежедневно, в удобный для духовной работы период. Все остальное время лучше по возможности больше открываться Божественному Свету через сердечную молитву и постоянное внимание к своему текущему поведению.

Разумеется, это лишь приблизительный порядок духовной работы. Будет правильно, если каждый человек сам применит его к своей конкретной жизненной ситуации и временным возможностям сегодняшнего времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: