ОО «Художественное творчество»

Уважаемые, коллеги! Как уже говорилось ранее, в процессе образования и воспитания девочек и мальчиков есть некоторые отличия. Я хочу поделиться своим опытом работы, своими наблюдениями, сравнениями в сфере художественного творческого развития детей дошкольного возраста, конкретно по рисованию.

В ходе проведения непосредственно - образовательной и самостоятельно - творческой деятельности детей по ИЗО, я отметила следующие отличительные особенности в деятельности девочек и мальчиков.

1. Темы рисунков

Девочки Мальчики
Более уверенно выбирают тему: принцессы, цветы, бабочки, сказочных персонажей. Сомневаются при выборе темы, выбирают необычные сюжеты: война, космос, замки.

2. Детализация рисунка

(т.е. прорисовка отдельных деталей, техника выполнения)

Девочки Мальчики
Большое значение придают прорисовке мелких деталей (украшательство) Обычно в работах присутствуют крупные объекты, линии прямые и толстые.

3. Цветовая гамма.

Девочки Мальчики
Используют всю предложенную цветовую гамму (яркие, сочные цвета, как правило, заполняют фоном весь лист, часто используют палитру для смешивания красок). Используют несколько цветов (выбирают темные цвета, лист заполняют частично-цветовыми пятнами).

4. Композиция.

Девочки Мальчики
Многопредметные объекты, в ходе изображения соблюдают пропорции. Малопредметные композиции (1-2), практически не ориентируются на листе бумаги.

Заметив эти особенности, я задумалась над тем, как же решить проблемы, которые возникают и у мальчиков, и у девочек в ходе изобразительной деятельности. Изучив методическую литературу по гендерному воспитанию, «покопавшись» в интернете, я выбрала ряд рекомендаций для педагогов в целях улучшения качества детских работ по изобразительной деятельности.

Рекомендацийдля организации работы с мальчиками:

1.Дла того чтобы мальчики не ограничивались несколькими цветами нужно помочь им использовать не только темные тона, а выделять мазками цветовую гамму будущего рисунка.

2. Чтобы мальчики не испытывали затруднение изображения в движении, можно предложить им выложить фигуру человека из геометрических форм, в том движении в котором ребенок хотел бы его нарисовать

3. Мальчики не могут сразу нажимать на всю плоскость кисти, поэтому можно использовать тонкую кисть даже при заполнение цветом крупных деталей и чаще давать «Художественные прописи». Вашему вниманию представляю самодельные трафареты, которые так же можно использовать в работе с мальчиками.

4. Мальчики затрудняются выполнять живописную композицию, чтобы облегчить им задачу, предлагается использовать прорисовки, готовые схемы поэтапного выполнения рисунка. Заготовить эти схемы педагоги могут и самостоятельно,

Рекомендации в работе с девочками:

1. Девочки часто очень широко разворачивают тему, и иногда не успевают закончить рисунок. Чтобы этого избежать, можно предложить отобразить задуманный сюжет на листе бумаги, обозначив объекты и предметы географическими фигурами, схематически, набросками (чтоб точно знать, что рисовать).

2. Необходимо проводить индивидуальную словесную работу - чтобы не было излишней детализации (мелких деталей) – уточняю, что конкретно будет изображено.

Еще я могу посоветовать вам, уважаемые педагоги, при проведении занятий по ИЗО, объединять в пару мальчика и девочку. Это побуждает мальчиков, смотреть, как работают девочки (как они используют различные приемы в работе, расширяют цветовую палитру и делают рисунок многопредметным). Того, что мальчики смотрят и копируют рисунок соседки не надо бояться: повторить точно так же они все равно не смогут, ведь чувство цвета и гармонии у всех детей разные. Каждый ребенок - уникальный творец, по - своему!

Особое внимание я так же уделяю индивидуальной помощи детям.

С мальчиками заранее обговариваем композицию рисунка и цветовую палитру, а с девочками обсуждаем сюжет, количество объектов, деталировку.

Анализ детских работ, который мы проводим после окончания деятельности опирается на принцип «Каждый имеет право на ошибку!». То есть похвалы достойна каждая детская работа, нужно только найти то за что ребенка можно похвалить: выбрал интересную композицию, использовал яркие цвета, передал характерные особенности и т.д.

Таким образом, еще раз следует отметить, что мальчиков и девочек мы не должны обучать и воспитывать одинаково! Ведь они по–разному смотрят, говорят, чувствуют и переживают. И наша задача, в ходе организации и проведения образовательного процесса, учитывать эти различия, и строить работу в соответствии с их гендерными особенностями. Постараться понять и принять их такими разными и по-разному прекрасными!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: