35. Ориентации исследования развития личности: биогенетическая, социогенетическая и персоногенетическая ориентации.
36. Представление о формировании личности в концепции А.Н. Леонтьева («первое» и «второе» рождение личности).
37. Представления А.В. Петровского о развитии личности.
38. Культурно-историческая концепция развития личности. Понятия социальной ситуации развития, возрастных новообразований, ведущей деятельности и «зоны ближайшего развития» в концепции Л.С. Выготского.
39. Периодизация развития личности Д.Б. Эльконина.
40. Эволюционные и кризисные формы развития и их роль в становлении личности.
41. Жизненный путь человека как история индивидуальности (Б.Г. Ананьев).
42. «Я-концепция» и проблема идентичности личности. Представление о структуре «Я» в подходах разных авторов.
43. Психологические критерии зрелой личности. Зрелость личности и личностный застой.
44. Социализация личности в культуре и в малых группах. Характер как результат социализации. Основные концепции характера.
|
|
45. Жизненные стратегии и жизненная позиция личности. Организация личностью времени своей жизни.
46. Проблема психологических механизмов самодетерминации и свобода человека. Дилемма свободы-детерминизма применительно к поведению человека. Основные подходы к проблеме личностного выбора, свободы и ответственности в зарубежной и отечественной психологии.
47. Проблема воли. Личность как субъект регуляции активности, поведения, деятельности. Личностный смысл активности. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа.
48. Смысловые образования в структуре личности. Уровни и виды смысловых образований по Б.С. Братусю. Потребность в смысле жизни.
49. Теории механизмов психологической защиты.
50. Представление о копинг-стратегиях. Особенности копинг-стратегий у людей разного возраста, разного пола, различных типов личности.
Список основной и дополнительной литературы
Модуль 1. Основные направления психологии личности: исторический экскурс и современное состояние