ТЕМА 9. Социальная идентичность личности

Проблематика идентичности в психологии. Персональная, социальная, гендерная идентичность. Теории идентичности: концепция Э. Эриксона, концепция социальной идентичности А. Тэшфела, теория самокатегоризации Дж. Тернера.

Формирование и развитие социальной идентичности. Исследования идентичности в ситуации социального кризиса.

Дж. Марсиа на основании эмпирических исследований было описано четыре варианта обретения идентичности у подростков: 1) диффузная идентичность, которая характеризуется отсутствием у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора; 2) предрешенная идентичность, при которой подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих; 3) мораторий, при котором подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее; 4) реализованная идентичность - самый оптимальный вариант, при котором подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно на основе прохождения через стадию переживания кризиса идентичности. Гендерная идентичность. Гендерная социализация.

ТЕМА 10. Конформизм личности. Подчинение и самоопределение личности

Конформизм (лат. conformis - подобный, сообразный) - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, авторитет, традиции и т.п.).

В 1956 г. ученик Курта Левина Соломон Аш (Asch) применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из 7 человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные участники эксперимента давали (каждый в отдельности), как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе, и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Аша, 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: