Этап | Источники информации | Методы |
1. Первичный анализ (полевые исследования) | Покупатели Потенциальные потребители Конкуренты Торговые посредники | Опросы в различных формах: — анкетирование — интервью — круглые столы. Пробные продажи Закупка образцов товаров |
Выбор источников информации и используемых для ее получения методов зависит от масштабов деятельности, вида предприятия, отрасли и финансовых возможностей.
Внутренняя информация о деятельности организации, используемая в процессе планирования, обычно включает в себя следующие информационные блоки:
1• маркетинг (доля рынка и конкурентоспособность, разнообразие и качество ассортимента, эффективный сбыт, реклама, продвижение товара, предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов, рыночные исследования и разработки и т.п.);
2• финансы (обеспечение всех подразделений организации необходимыми финансовыми ресурсами, основные источники финансирования, эффективность использования финансовых ресурсов, платежеспособность и финансовая устойчивость организации и т.п.);
3• производственную и операционную деятельность (доступ к новым материалам и источникам сырья, выбор поставщиков, используемое оборудование и его сервисное обслуживание, влияние сезонных колебаний спроса на объем производимой продукции или оказываемых услуг и т.п.);
4• человеческие ресурсы (потребность организации в работниках определенных профессий, специальностей и квалификаций, возможность обеспечения этой потребности, уровень стабильности персонала организации и причины текучести, применяемая система мотиваций и т.п.);
5• культуру и образ организации (преобладающие обычаи, нравы и ожидания в организации, репутация компании и т.п.).
Основными источниками внутренней информации являются данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета и отчетности, а также данные, полученные в ходе экономического анализа (анализа хозяйственной деятельности).