Прямые критерии:
· есть динамика роста удачно решённых проблем по сравнению с проблемами, решить которые не удалось;
· будет обеспечен общий рост психолого-социальной компетентности педагогов. Родителей, детей (по оценке специалистов).
Косвенные критерии:
· рост удовлетворённости качеством воспитательного процесса;
· снижение конфликтности;
· повышение общего уровня успешности учащихся.
Структура основных направлений работы социального педагога:
с учителями
Типы сотруднических отношений | Типологические особенности учителей | Характерные ошибки, встречающиеся у этой группы учителей во взаимодействии с учащимися | |
Учителя, открыто принимающие психолого-педагогическую поддержку | Опытные, профессионально грамотные, авторитетные, эмоционально уравновешенные, бережно относящиеся к личности ребёнка, заботящиеся о его развитии | · Угроза нарастающего давления на ученика · Ограничение прав в отношении ученика, гиперопека | |
Учителя, открыто (скрыто) игнорирующие психолого-педагогическую поддержку | Опытные, но имеющие устойчивые авторитарные стереотипы: “учитель всегда прав”, “учитель больше знает, что нужно ученику” и др.. Имеющие отклонения от норм гуманизма, эмоционально неуравновешенные и др. | · Неэтично сформулированное замечание ученикам, бестактность; · Ироничное отношение к имеющимся знаниям учащихся их опыту: · Игнорирование права подростков иметь собственное мнение; · Манипуляция оценками; · Неверие в способности учеников. | |
Учителя, остро нуждающиеся в интенсивной психолого-педагогической поддержке | Эмоционально неуравновешенные, неудовлетворённые работой с детьми; сосредоточившие интерес на бытовых неурядицах и второстепенных моментах жизнедеятельности педагогического коллектива; утратившие интерес к личностному развитию своих воспитанников | · Бестактность и вспыльчивость, либо равнодушие; · Несправедливость в отношении оценки знаний (и поведения) учащихся; · Унижение подозрительностью; · Неверие в способности ученика. | |
Учителя новички | Не всегда в достаточной мере внимательные к проблемам развития личности ребёнка; неопытные в воспитательной работе с детьми; неумеющие наладить дисциплину в коллективе и др. | · Недопустимое вторжение в мир личных отношений подростков; · Злоупотребление откровенностью; · Завышение или занижение оценок; · Унижение оскорбительными прозвищами; · Установление дисциплины путём резкого разрыва доверительных отношений (дистанцирование) |
Планирование социально-педагогической работы.
|
|
Формы планов:
|
|
1. Перспективный план на учебный год, на два и более.
2. Циклограмма.
3. Календарный план на полугодие, четверть, месяц.
4. План-график работы на месяц, неделю, день.
5. План-сетка на месяц и на неделю.
Структура и содержание плана.
Перспективный план
Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее, опираясь на анализ проделанной работы и её результаты, с учётом настоящего состояния дел.
Структура плана:
- аналитическая записка;
- цели и задачи;
- содержание по направлениям работы.
Аналитическая записка:
- состояние социальной жизни учащихся;
- наиболее актуальные проблемы;
- социальные группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога
за прошедший период;
- характеристика социальных связей социального педагога и включённости других
специалистов ОУ в решение проблем социальной жизни ребёнка;
- выводы о том, что является объектом СПД, какие вопросы актуальны сейчас и в ближайшем будущем.
Цели и задачи:
двустороннего процесса:
- процесс становления личности ребёнка как субъекта социальной жизни и СПД;
- процесс создания педагогически целесообразной среды.
Смыс1-ого целеполигания - определение будущего результата на основе настоящего уровня возможностей среды и участников СПД.
Цель СПД - создание условий для совершенствования возможностей ребёнка и его окружения в решении проблем социальной жизни. Ведущая цель может быть уточнена в соответствии с функциональной структурой СПД, когда социальный педагог выступает в определённой социальной роли:
Цели СПД | Профессиональная роль социального педагога |
профилактика и предупреждение возникновения проблемных ситуаций | наставник– при непосредственном общении с ребенком и его окружением |
защита и охрана прав ребенка в уже возникшей трудной жизненной ситуации | посредник - между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением |
управление действиями субъектов социальной жизни и СПД, от которых зависит решение проблем социальной жизни ребенка | координатор |
Задачи определяют ближайшую перспективу разрешения проблем социальной жизни детей в определённом направлении СПД: одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям.
Направления работы могут быть определены в соответствии с необходимостью выявить и разрешить те или иные проблемы какой-то из социальных групп семей или социальных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (см. Закон о гарантиях прав ребёнка).
В каждом разделе плана указываются мероприятия, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в данном направлении, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи: администрация, учителя, классные руководители, специалисты ОУ.
Раздел | Содержание | Направления СПД |
Профилактическая работа: как средство профилактики возникновения проблемных жизненных ситуаций ребенка | - меры по усилению социальной ориентации содержания; -методы организации учебной деятельности базовых предметов учебного плана; -изменение отношений «учитель-ученик»; -действия по включению в учебный план предметов по выбору школы, формирующих социальные знания; -занятия в ходе дополнительного образования и в ходе событий школьной жизни, развивающих чувства, поведение и общение; | -проведение социологических исследований и система учета проблем социального становления обучающихся; -разработка социально-ориентированных учебных программ, проектов и мероприятий для обучающихся; -обеспечение условий для создания системы социально-психолого-педагогического просвещения родителей, повышения квалификации педагогов (том числе по темам: профориентационная работа, профилактика наркозависимости и табакокурения, профилактика правонарушений и т.п.) |
Защитно-охранная деятельность | -определяется степенью ответственности ОУ по обеспечению гарантий и социальных прав ребенка (их определенных социальных групп); -определяются границы возможного и необходимость привлечения государственных и общественных структур для решения проблемы. | -создание и совершенствование системы сбора, анализа информации, учета и контроля за разрешением проблем социальной жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; информирование о тех структурах, которые способны оказать помощь ребенку и его семье; -Создание условий для совершенствования системы опеки и попечительства, в том числе и вопросы лишения родительских прав; -меры по выявлению новых возможностей по жизнеобеспечению детей из многодетных и малоимущих семей; -объединение усилий с представителями общественных организаций многодетных семей по решению их социальной адаптации; -патронаж и социально-психолого-педагогическое патронирование детей, состоящих на учете в органах ОППН, КДН и на внутришкольном контроле; - учет и контроль всех случаев конфликтных отношений, соответствующая реакция на ситуации затянувшихся конфликтов ребенка с его ближайшим социальным окружением в семье, в школе, в социуме. |
Организационная или координационная деятельность | - определение и решение задач по установлению, развитию или совершенствованию социальных связей социального педагога для совместного решению проблем социального развития детей; - определение меры и степени ответственности и участия учреждений, органов, специалистов в решении проблем социальной жизни ребенка. | социальные связи: - со специалистами данного ОУ; -с сотрудниками других ОУ; -с государственными учреждениями; -с местной администрацией и вышестоящими организациями; -с общественными организациями; -cо спонсорами. |
Каждое направление в разделах плана обозначается:
|
|
· названием;
|
|
· задачами;
· формами социально-психолого-педагогичекой работы, которые будут использоваться в системе, последовательности как средства решения задач в конкретный период времени.
При описании каждого направления СПД в любом разделе плана соблюдается следующая логика (в соответствии со структурой подготовки и реализации социально-психолого-педагогической технологии):
· сбор информации и диагностика;
· целеполагание и прогнозирование результатов;
· непосредственное осуществление действий и контроль за результативностью.
В плане указываются педагогические советы и профессиональные объединения и их задачи по методическому обеспечению социально-психолого-педагогической деятельности ОУ, какие связи с ними устанавливает социальный педагог.
Перечисляются программы и проекты по социально-психолого-педагогической работе, которые разрабатываются и/или реализуются в данном ОУ
Приложение