Судейское сообщество. Съезд судей Республики Беларусь как высший орган судейского сообщества и его задачи

Понятия «судейское сообщество» и «судейское самоуправление» тесно между собой связаны, но не совпадают по своему содержанию.

Судейское самоуправление - это организационно-правовая деятельность по решению вопросов внутренней жизни судейского сообщества через выборные органы или непосредственно коллективом судей. В первую очередь, это активное участие в формировании судейского корпуса, контроль за выполнением судьями их обязанностей по осуществлению правосудия и вне службы, представление интересов судей в государственных органах и общественных объединениях и т.п. [53, c. 7]

Судейское самоуправление предполагает наличие судейского сообщества. В белорусском законодательстве такое понятие, как «судейское сообщество», появилось впервые в Кодексе о судоустройстве и статусе судей. В ст. 141 указывается, что судейское сообщество Республики Беларусь составляют судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и экономических судов, а также судьи, находящиеся в отставке.

Иначе говоря, судейское сообщество - это весь судейский корпус, это организационное объединение всех судей в республике, действующих и пребывающих в отставке. Судейское сообщество - форма жизнедеятельности 3-ей ветви государственной власти, обеспечение её независимости, самостоятельности, выработки совместных решений по вопросам функционирования судебной системы, совершенствованию законодательства и практики его применения, защиты прав и законных интересов судей.

Судейское сообщество должно обеспечивать накопление и передачу из поколения в поколение опыта и судейских традиций, что весьма важно для укрепления судебной власти, роста её авторитета.

Основным законодательным актом, регулирующим деятельность судов, является Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006г. № 139-З (далее - Кодекс). В соответствии со статьей 2 Кодекса:

«Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом. Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, экономического и административного судопроизводства.

Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями» [2].

Судья как член судейского сообщества остается в таком качестве вплоть до прекращения его полномочий по предусмотренным законом основания. Принадлежность судей к судейскому сообществу определяется фактом наделения его судейскими полномочиями и не требует какого-либо иного подтверждения.

Накопленный до революции опыт функционирования судейского сообщества в годы Советской власти был передан забвению.

Первый шаг в развитии судейского самоуправления был сделан в 1989 г., когда в соответствии с Законом СССР «О статусе судей в СССР» были предусмотрены конференции и квалификационные коллегии судей в целях обсуждения возникающих в судебной практике вопросов, выдвижения на судебную работу достойных кандидатов и усилению независимости судей.

2 февраля 1990 г. Указом Президиума Верховного Совета БССР было утверждено Положение о квалификационных коллегиях судей судов БССР.

Закон о судоустройстве и статусе судей 1995 г. посвятил конференциям и квалификационным коллегиям судей главу 3 раздела III, в которой более полно регламентирован порядок формирования и полномочия этих органов судейского самоуправления.

Принципиальное значение для развития судейского сообщества Республики Беларусь, его организационного оформления имели декреты Президента Республики Беларусь от 21 октября 1997 г. «О съезде судей Республики Беларусь» и 4 декабря 1997 г. «О квалификационных коллегиях и дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь», Положение о квалификационных коллегиях судей судов Республики Беларусь и Положение о квалификационной аттестации и квалификационных классах, утвержденные указами Президента Республики Беларусь от 4 декабря 1997 г. 5 декабря 1997 г. первый съезд судей Республики Беларусь принял Положение о Республиканском Совете судей.

Следующим шагом в развитии судейского сообщества стал Кодекс о судоустройстве и статусе судей (гл. 16 - 20 раздела IV).

В соответствии со статьей 141 Кодекса:

«Судейское сообщество Республики Беларусь составляют судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и экономических судов, а также судьи, находящиеся в отставке» [2].

Включение в судейское сообщество судей, находящихся в отставке, является важным условием преемственности судейских поколения, гарантией передачи судейского опыта молодым судейским работникам [33, c. 200].

Гарантией принадлежности к судейскому сообществу является то, что в силу статьи 142 Кодекса:

«Судья выступает как член судейского сообщества и остается таковым вплоть до прекращения его полномочий по основаниям, предусмотренным Кодексом. Принадлежность судьи к судейскому сообществу определяется фактом наделения его полномочиями судьи и не требует какого-либо иного подтверждения» [2].

Органы судейского сообщества формируются в соответствии с настоящим Кодексом в целях укрепления судебной системы, обеспечения самостоятельности и независимости судебной власти.

Органами судейского сообщества являются:

1) съезд судей Республики Беларусь;

2) Республиканский совет судей;

3) конференции судей областных (Минского городского) судов, и конференции судей экономических судов;

4) квалификационная коллегия судей Верховного Суда Республики Беларусь, квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов и квалификационная коллегия судей экономических судов [25, c. 15].

Основные задачи органов судейского сообщества определены статьей 144 Кодекса, в силу которой:

«Основными задачами органов судейского сообщества являются:

- поддержание авторитета судебной власти;

- обеспечение соблюдения судьями в их профессиональной деятельности и личном поведении требований, предъявляемых к ним Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства и Кодексом чести судьи Республики Беларусь;

- защита прав и законных интересов судей;

- содействие реализации гарантий независимости и неприкосновенности судей;

- совершенствование судебной системы и судопроизводства» [2].

Организация и деятельность органов судейского сообщества строится в соответствии с определенными принципами.

В частности, органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципа независимости судей. При необходимости может быть проведено закрытое заседание органа судейского сообщества.

«Республиканский совет судей, квалификационные коллегии судей организуются на основе выборности, сменяемости и подотчетности перед органами, их избравшими. Подотчетность квалификационных коллегий судей не распространяется на принятие ими решений (заключений) по конкретным материалам» [2].

В соответствии со статьей 146 Кодекса:

«Республиканский совет судей, квалификационная коллегия судей Верховного Суда Республики Беларусь, квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов и квалификационная коллегия судей экономических судов областей избираются на четыре года.

Досрочное прекращение полномочий выборных органов судейского сообщества не допускается, за исключением случаев, когда такое решение примут съезд судей Республики Беларусь в отношении Республиканского совета судей или соответствующая конференция судей в отношении избранной ею квалификационной коллегии судей, а также Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в отношении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Республики Беларусь» [2].

Судейское сообщество в своей внутренней организации опирается на демократические принципы, которые служат для принятия, например, регламента органа судейского сообщества.

Правила подготовки, порядок проведения заседаний органа судейского сообщества, принятия и оформления его решений, контроля за их исполнением, иные вопросы организации его работы определяются регламентом соответствующего органа судейского сообщества [26, c. 217].

Регламент съезда судей Республики Беларусь определяется съездом по предложению президиума съезда судей Республики Беларусь.

Регламент Республиканского совета судей принимается и изменяется съездом судей Республики Беларусь.

Регламент квалификационной коллегии судей Верховного Суда Республики Беларусь принимается и изменяется квалификационной коллегией судей Верховного Суда Республики Беларусь.

Регламенты квалификационных коллегий судей областных (Минского городского) судов изменяются соответствующей конференцией судей.

Регламент квалификационной коллегии судей экономических судов принимается и изменяется квалификационной коллегией судей экономических судов. Республиканский совет судей и иные органы судебного сообщества имеют большой общественный вес и наделены широким кругом прав. Так, в соответствии со статьей 148 Кодекса: «Республиканский совет судей, квалификационные коллегии судей вправе обращаться к государственным органам, иным организациям и должностным лицам по вопросам, относящимся к их компетенции. Обращения Республиканского совета судей и квалификационных коллегий судей к государственным органам, иным организациям и должностным лицам подлежат рассмотрению в месячный срок». Для координации своей деятельности органы судейского сообщества осуществляют взаимное информирование друг друга. Квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов периодически обмениваются информацией о своей деятельности. Республиканский совет судей направляет в квалификационные коллегии судей информацию о своей работе» [1]. С целью пропаганды своего опыта и осуществления гласности органы судейского сообщества учреждают печатные издания в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, органами судейского сообщества являются: 1) съезд судей Республики Беларусь; 2) Республиканский совет судей; 3) конференции судей областных (Минского городского) судов и конференции судей экономических судов; 4) квалификационная коллегия судей Верховного Суда Республики Беларусь, квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов, квалификационная коллегия судей экономических судов.


Судейское сообщество Республики Беларусь имеет стройную систему.

Высшим органом судейского сообщества является съезд судей Республики Беларусь.

Данное положение закреплено в статье 151 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, в силу которой:

«Съезд судей Республики Беларусь – высший орган судейского сообщества, представляющий интересы всего судейского сообщества.

Съезд судей Республики Беларусь осуществляет свои полномочия в составе судей Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и экономических судов, а также судей в отставке. Съезд судей Республики Беларусь созывается, как правило, один раз в четыре года. В случае необходимости может созываться внеочередной съезд судей Республики Беларусь» [2].

Съезд судей Республики Беларусь созывается Республиканским советом судей [38, c. 261].

Решение о созыве съезда судей Республики Беларусь принимается, как правило, не позднее чем за четыре месяца до его проведения.

Внеочередной съезд судей Республики Беларусь может быть созван Президентом Республики Беларусь или Республиканским советом судей. С инициативой проведения внеочередного съезда судей Республики Беларусь в Республиканский совет судей вправе обратиться Конституционный Суд Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, конференции судей судов не менее двух областей (города Минска), и экономических судов.

Республиканский совет судей обязан рассмотреть обращение о проведении съезда судей Республики Беларусь в месячный срок и принять по нему решение, которое является окончательным [39, c. 200].

Республиканский совет судей может запрашивать и полу­чать от государственных органов сведения, касающиеся орга­низационного, кадрового и материально-технического обес­печения деятельности соответствующих судов, а также иную информацию, необходимую для его работы.

Съезд судей Республики Беларусь осуществляет свою деятельность в рамках своей компетенции. В соответствии со статьей 153 Кодекса закрепляются следующие полномочия съезда судей.

«Съезд судей Республики Беларусь: рассматривает в пределах своей компетенции актуальные проблемы работы судов, а также вопросы правового, материального и социального положения судей; обсуждает вопросы судебной практики, вносит субъектам права законодательной инициативы предложения по совершенствованию законодательных актов; проводит обсуждение проектов законов и иных нормативных правовых актов, касающихся статуса судей, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения работы судов и иных вопросов их деятельности; избирает Республиканский совет судей и его председателя; заслушивает отчет председателя Республиканского совета судей о работе Республиканского совета судей; рассматривает иные вопросы деятельности судебной системы, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции квалификационных коллегий судей» [2].

Съезд судей готовится заранее, когда готовится проект повестки и основные вопросы, которые предстоит рассмотреть на съезде. Повестка дня съезда судей Республики Беларусь формируется Республиканским советом судей и утверждается съездом. В повестку очередного заседания съезда судей Республики Беларусь в обязательном порядке включаются: отчет председателя Республиканского совета судей о работе Республиканского совета судей; выборы Республиканского совета судей и его председателя [40, c. 277].

Для подготовки и проведения съезда судей Республики Беларусь Республиканский совет судей образует организационный комитет, в который входят члены Республиканского совета судей, а в случае необходимости – и судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов. Работники иных государственных органов, а также представители общественных объединений включаются в состав организационного комитета с их согласия. Возглавляет организационный комитет по подготовке и проведению съезда судей Республики Беларусь председатель Республиканского совета судей.

Смета расходов, необходимых для проведения съезда судей Республики Беларусь, составляется организационным комитетом и утверждается Республиканским советом судей» [2].

Работой съезда руководят создаваемые им рабочие органы. В соответствии со статьей 155 Кодекса:

«Работа съезда судей Республики Беларусь осуществляется через образованные им рабочие органы – президиум, секретариат, редакционную, счетную и иные комиссии, созданные для выработки проектов и принятия решений по вопросам, включенным в повестку заседания.

В состав рабочих органов помимо судей могут включаться представители государственных органов, общественных объединений, а также ученые-юристы, приглашенные для участия в работе съезда».

Порядок проведения съезда судей Республики Беларусь и принятия им решений определен в статье 156 Кодекса, в силу которой:

«Съезд судей Республики Беларусь осуществляет свои полномочия при условии, что в его работе принимает участие не менее двух третей всех судей Республики Беларусь.

Решения съезда судей Республики Беларусь принимаются открытым голосованием. По отдельным вопросам может быть проведено тайное голосование. Решение о тайном голосовании может быть принято простым большинством присутствующих на съезде судей Республики Беларусь.

Решение съезда судей Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на съезде судей Республики Беларусь» [2].

Съезд судей принимает решения, которые определяют политику судов и основные направления деятельности, анализируют и обобщают передовой опыт, дают рекомендации судам по осуществлению судопроизводства [41, c. 81].

В соответствии со статьей 157 Кодекса:

«Решения съезда судей Республики Беларусь, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми судьями и органами судейского сообщества.

Контроль за исполнением решений съезда судей Республики Беларусь осуществляет Республиканский совет судей.

Съезд судей Республики Беларусь, а также Республиканский совет судей вправе поручить исполнение решений съезда или отдельных его положений конкретным органам судейского сообщества или образовать для этого специальную комиссию» [2]. Первым съездом судей Республики Беларусь были приняты решения: «О Республиканском совете судей», «О принятии Кодекса чести судьи Республики Беларусь».

Большинство высказанных на Первом съезде судей Республики Беларусь предложений было реализовано. Разработана программа по кодификации и систематизации законодательства, приняты новые гражданский, Гражданско-процессуальный, Уголовный и Уголовно-процессуальный, Жилищный и другие кодексы. Летом 1998 года введено было единоличное рассмотрение гражданских дел, изменены сроки их рассмотрения. Упорядочены ставки государственной пошлины, приняты нормативы нагрузки судей. Специальным Указом Президента Республики Беларусь создан Институт переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, материально - техническое и кадровое обеспечение. Деятельность судов по осуществлению правосудия стала более эффективной и результативной.

Таким образом, съезд судей Республики Беларусь – высший орган судейского сообщества, представляющий интересы всего судейского сообщества. Съезд судей осуществляет свои полномочия в составе судей Конституционного Суда Республики Беларусь, общих судов, а также судей в отставке. Съезд судей Республики Беларусь созывается, как правило, один раз в четыре года. Решения Первого и Второго съездов судей Республики Беларусь имеют историческое значение для развития национальной судебной системы, совершенствования отечественного судопроизводства. Съезды оказали активное влияние на формирование судейского сообщества и его органов.

Республиканский совет судей Республики Беларусь является органом судейского сообщества, осуществляющим в период между съездами судей Республики Беларусь его полномочия, а также иные полномочия в соответствии с Кодексом о судоустройстве и статусе судей [52, c. 6].

Полномочия Республиканского совета судей сохраняются до проведения очередного съезда судей Республики Беларусь.

В своей деятельности республиканский совет судей подотчетен съезду судей Республики Беларусь и выполняет его поручения и решения.

В соответствии со статьей 159 Кодекса:

«Республиканский совет судей избирается съездом судей Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и экономических судов, имеющих стаж работы в должности судьи не менее трех лет.

В состав Республиканского совета судей также входят по должности Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, их заместители, если они не избраны в состав Республиканского совета судей.

Количественный состав Республиканского совета судей и норма представительства в нем судей Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и экономических судов определяются съездом судей Республики Беларусь.

Выдвижение кандидатов в состав Республиканского совета судей осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь, пленумами Верховного Суда Республики Беларусь и соответствующими конференциями судей» [2].

Компетенция Республиканского совета судей определена статьей 160 Кодекса, в силу которой:

«Республиканский совет судей: созывает съезд судей Республики Беларусь; рассматривает в пределах своей компетенции актуальные проблемы организационного, кадрового, материально-технического обеспечения судов, а также вопросы правового, материального и социального положения судей; обсуждает вопросы судебной практики и совершенствования законодательства; проводит обсуждение проектов законов и иных нормативных правовых актов, касающихся устройства судебной системы, судопроизводства, деятельности судов и статуса судей; рассматривает проекты нормативных правовых актов по вопросам деятельности судебной системы; изучает и распространяет положительный опыт работы органов судейского сообщества Республики Беларусь, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности; обращается к государственным органам, иным организациям и должностным лицам по вопросам, относящимся к его компетенции; представляет интересы судей в государственных органах, общественных объединениях и международных организациях; вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту чести, достоинства и репутации судей; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами» [2].

Иными словами республиканский совет судей является исполнительным и распорядительным органом судейского сообщества.

Во главе Республиканского совета судей стоит председатель [48].

Председатель Республиканского совета судей избирается съездом судей Республики Беларусь по совместному предложению Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь на срок полномочий Республиканского совета судей. Заместители председателя Республиканского совета судей избираются Республиканским советом судей по предложению председателя на срок полномочий Республиканского совета судей [53, c. 227].

Председатель Республиканского совета судей в своей деятельности подотчетен съезду судей Республики Беларусь.

Председатель Республиканского совета судей: созывает Республиканский совет судей и руководит его работой в соответствии с Регламентом Республиканского совета судей; представляет Республиканский совет судей в государственных органах, общественных объединениях и международных организациях; отчитывается перед съездом судей Республики Беларусь о работе Республиканского совета судей.

Заместители председателя Республиканского совета судей являются одновременно председателями соответствующих секций Республиканского совета судей, руководят их работой, по поручению Республиканского совета судей или его председателя представляют Республиканский совет судей в государственных органах, общественных объединениях и международных организациях. По поручению председателя Республиканского совета судей его полномочия осуществляет один из заместителей [48].

По организационной структуре Республиканский совет судей состоит из секций Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и экономических судов [54, c. 12].

Республиканский совет судей может образовывать постоянные и временные комиссии, которые являются рабочими органами Республиканского совета судей по основным направлениям его деятельности. В состав комиссий могут входить судьи, не являющиеся членами Республиканского совета судей, а также должностные лица государственных органов, представители общественных объединений. Работа Республиканского совета судей проводится в секциях и на пленарных заседаниях Республиканского совета судей.

Подготовка вопросов на рассмотрение Республиканского совета судей осуществляется, как правило, его комиссиями.

Секциями Республиканского совета судей могут быть подготовлены вопросы, касающиеся деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, общих или экономических судов.

Для подготовки отдельных вопросов Республиканским советом судей могут образовываться иные рабочие органы [48].

В соответствии со статьей 163 Кодекса:

«Республиканский совет судей созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Решение о созыве Республиканского совета судей принимает председатель Республиканского совета судей по собственной инициативе или по инициативе секций Республиканского совета судей.

Заседания Республиканского совета судей правомочны при наличии большинства его членов. В заседаниях Республиканского совета судей вправе принимать участие Министр юстиции Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь, представитель Республиканской коллегии адвокатов. Для участия в заседаниях Республиканского совета судей могут приглашаться председатели, заместители председателей и судьи судов Республики Беларусь, заместители Министра юстиции Республики Беларусь, представители государственных органов, общественных объединений и иных организаций» [2].

Таким образом, Республиканский совет судей Республики Беларусь является органом судейского сообщества, осуществляющим в период между съездами судей Республики Беларусь его полномочия, а также иные полномочия в соответствии с Кодексом о судоустройстве и статусе судей. Полномочия Республиканского совета судей сохраняются до проведения очередного съезда судей Республики Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: