История становления судебной системы Беларуси

В генезисе судебной власти Республики Беларусь после 1917 года можно выделить несколько этапов. Первый этап охватывает 1917–1921 гг. и характеризуется революционным сломом, упразднением старой судебной системы и созданием нового советского суда. Точкой отсчета становления судебной системы в Беларуси принято считать изданный СНК РСФСР.

24 ноября 1917 г. Декрет о суде (Декрет о суде № 1), которым упразднялась дореволюционная судебная система и учреждались новые суды, полномочия, система и структура которых в дальнейшем неоднократно подвергалась реформированию. После образования БССР в январе 1919 г. наряду с народными судами функционировали Минский, Витебский и Могилевский революционные трибуналы. В декабре 1920 г. был учрежден Революционный трибунал Беларуси и Кассационный трибунал при ЦИК БССР. Осенью 1922 г. они были упразднены и на их основе образованы Высший и Высший кассационный суды БССР. Таким образом, для первого периода истории советского суда характерна организационная раздвоенность судебной системы, которая включала наряду с общими и чрезвычайные (исключительные) суды [10, c. 2].

Второй период истории советского суда в Беларуси 1922–1935 гг. В 1922 году была осуществлена первая кодификация права, учреждены прокуратура и адвокатура, проведена частичная реформа суда, в результате которой система судов стала трехзвенной: народные суды, Высший суд и Высший кассационный суд. В связи с ликвидацией округов в БССР в 1931 г. было принято Положение о судоустройстве, которое закрепило двухзвенность судебной системы: народные суды и Верховный Суд республики. В 1938 г. окружные суды были реорганизованы в областные суды и в результате в стране установилась трехзвенная судебная система общих судов, действующая до настоящего времени. В рассматриваемые годы в Беларуси функционировали национальные камеры народных судов, которые были созданы в плане реализации постановления ЦИК БССР от 15 июля 1924 г. «О практических мероприятиях по проведению национальной политики» [11, c. 29].

Третий период в истории советского суда в Беларуси – это 1928–1957 гг., т. е. предвоенные, военные и первые послевоенные годы, связанные с ликвидацией последствий культа личности Сталина [12, c. 144].

Четвертый период истории развития суда в БССР – это 1958–1976 гг. В эти годы в соответствии с законом «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов» от 11 февраля 1957 г. были приняты Основы законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик, Положение о военных трибуналах от 25 декабря 1958 г. На основе общесоюзного закона союзные республики приняли свои законодательные акты по судоустройству. В частности, 20 ноября 1959 г. Верховный Совет БССР – принял закон о судоустройстве БССР. Следует отметить, что указанные законодательные акты характеризовались большей демократичностью по сравнению с предыдущими. Полномочия судов союзных республик расширялись, а Верховного Суда Союза ССР – существенно сужались.

Высший судебный орган страны, возглавляя по-прежнему всю систему судов, действовавших на территории СССР, стал пересматривать в порядке надзора решения приговоры и постановления Верховных судов союзных республик, если они противоречили общесоюзному законодательству или нарушали интересы других союзных республик.

Следующий этап развития суда в БССР охватывает 1986–1991 годы, начало перестроечного периода, расширения демократии и гласности, процесс проведения в стране правовой реформы, повышения роли суда, укрепления гарантий судопроизводства и улучшения деятельности всей системы юстиции [11, c. 30]. Чтобы сделать судебную систему эффективной, способной надежно защищать права и свободы граждан, утверждать законность, гражданский мир и согласие, 23 апреля 1992 г. Верховным Советом Республики Беларусь была принята Концепция судебно-правовой реформы, которая предложила реформировать судебную систему на началах: децентрализации за счет функционального разделения организационных форм судебной власти; максимального приближения суда к населению; обеспечения компетентности и профессионализма в судебной деятельности; сочетания единоличного и коллегиального порядка рассмотрения дел; участие народа в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей и др. [12, c. 145]. Историческое значение для укрепления и развития национальной судебной системы имели решения первого и второго съездов судей Республики Беларусь, где была намечена система мер по совершенствованию деятельности судов, законодательному и кадровому обеспечению, укреплению судебной системы, а также отражены новые подходы к процессу дальнейшего реформирования отечественного судоустройства и судопроизводства. Многие из этих мер уже претворены в жизнь, некоторые из них еще ждут своей реализации.

В 1992 г. был образован орган судейского самоуправления – Ассоциация судей Беларуси.

Постепенно судейское самоуправление становилось влиятельной силой. Ассоциация судей Беларуси сыграла важную роль в упрочении статуса судебной власти, но необходимо было переходить к новым, более прочным формам общественного объединения судей. И это было заложено в решениях Первого съезда судей Республики Беларусь, который проходил 5 декабря 1997 г., а Ассоциация судей прекратила свое существование. Наряду с другими важными документами, Первый съезд судей принял Кодекс чести судьи Республики Беларусь, который определил в дополнение к действующему законодательству правила правового характера, которые должны соблюдать судьи как в судебном заседании, так и в своей внеслужебной деятельности.

Основополагающим правовым актом по обновлению белорусского судоустройства в условиях переходного периода является Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдумах 24 ноября 1996 г. и 2004г.) в которой на высшем юридическом уровне закреплены руководящие начала о месте и роли суда в системе разделения властей, демократические основы правосудия [1].

Одной из решающих причин, определивших необходимость проведения судебно-правовой реформы, является то, что система юстиции, сформированная в условиях тоталитарного государства на рубеже 30-40-х годов XX века, не в состоянии выполнять функции, присущие юстиции в правовом государстве. Свободная личность в демократическом обществе нуждается в беспристрастной и квалифицированной судебной защите от произвола. В нынешнем состоянии органы системы юстиции восприимчивы к диктату со стороны существующей политической власти и не могут гарантировать беспристрастности, необходимой юстиции в правовом государстве.

Вопреки вульгарным идеям целью юстиции является не борьба с правонарушениями, а защита общества от правонарушений путем реализации закона, защита прав и законных интересов граждан, попавших в орбиту юстиции.

Одним из наиболее важных и практически значимых моментов на пути становления судебной системы в Республике Беларусь можно назвать принятие 29 июня 2006 г. Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, который не только констатирует нынешнее состояние судебной системы, но и содержит перспективы дальнейшего совершенствования судопроизводства и расширения сферы защиты нарушенных прав [2].

Концепция совершенствования отечественной судебной системы посредством развития специализации судов была представлена 7 февраля 2014г. в Минске в рамках заключительной конференции проекта, реализуемого ПРООН и Институтом переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета с марта 2012 г.

Цель концепции, над которой работала группа национальных экспертов, перспективное решение актуальных проблем функционирования судебной системы республики и определение основных направлений совершенствования законодательства. Компетентное и качественное правосудие зависит от многих факторов, в т.ч. от материально-технического и информационного обеспечения деятельности судов, подбора и подготовки кадров. Одним из основных факторов является судебная специализация. Необходимость применения углубленных, специальных знаний в конкретной области правосудия обусловлена постоянно возрастающими объемами судопроизводства, увеличением массива и сложности законодательства. Соответственно, его правильное применение возможно только при высокой компетентности судей. Кроме того, специализация непосредственно влияет на эффективность правосудия в стране, свидетельствуя об уровне его развитости и функциональности. Поэтому дальнейшее развитие принципа специализации — важное средство совершенствования правосудия, повышения его качества, оперативности и доступности [40, c. 77].

Среди задач, решаемых судебной специализацией, — обеспечение дифференциации судебного производства, сокращение его сроков, повышение компетентности и профессионализма судей, обеспечение дополнительных гарантий законности и обоснованности судебного постановления, максимальное приближение суда к населению, улучшение качества отправления правосудия и эффективности судебной защиты прав и свобод человека. При этом судебная специализация и ее дальнейшее развитие должны основываться на таких принципах, как единство судебной системы и задач, решаемых судами, принципах территориальности, исключительной компетенции специализированных судов, соответствия судебной специализации реальным социальным и экономическим условиям.

В числе первоочередных направлений развития судебной специализации, предлагаемых концепцией, являются специализации по делам, в которых затрагиваются права и законные интересы несовершеннолетних (ювенальная юстиция), в сфере административных правоотношений, в хозяйственном судопроизводстве, дальнейшее развитие апелляционного производства и альтернативных способов разрешения споров.

При развитии судебной специализации важно не только организационно оформиться, но и выработать системный, комплексный и многовекторный подход для достижения новой и качественной ступени правосудия, сделать инновационный скачок в этой сфере и приблизиться к международным стандартам. Необходимо уделить пристальное внимание кадровой составляющей. Желательно, чтобы судьи по делам различных категорий в дополнение к юридическому имели еще одно образование — педагогическое, финансовое, экономическое [40, c. 78].

Предлагается сформировать единую централизованную вертикаль исполнения, в которую войдут создаваемые при Министерстве юстиции Департамент принудительного исполнения и его территориальные органы, образуемые на базе передаваемых облисполкомами в подчинение Минюста главных управлений юстиции. Основная роль в обеспечении своевременности и качества исполнения судебных решений будет отводиться непосредственно судебным исполнителям, что повысит как уровень их собственной ответственности, так и уровень ответственности их руководителей, в том числе за подбор и расстановку кадров. При этом за судами будет сохранен процессуальный контроль за исполнением судебных решений и иных исполнительных документов путем разрешения жалоб на действия и бездействия судебного исполнителя, а отделение системы исполнения от судов сделает этот контроль еще более принципиальным. Кроме того, не будут передаваться судебным исполнителям и останутся в компетенции судов вопросы принятия наиболее строгих мер, существенно ограничивающих права должников, к примеру, таких, как право на выезд из Республики Беларусь, управление транспортными средствами и другие.

Сегодня судебная система Беларуси осваивает новые пути, направленные на общее повышение эффективности правосудия. В частности, для снижения нагрузки на судей подготовлен ряд законодательных предложений. Изъяты из судебной юрисдикции фактически бесспорные гражданские дела и переданы в другую сферу рассмотрения. Такая мера позволила уже в 2012 году снизить объемы гражданского правосудия более чем на 20%. Кроме этого, завершена подготовка законопроекта, предусматривающего введение широких элементов апелляции в уголовное судопроизводство [49, c. 29].

В настоящее время судебная власть принадлежит судам, судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Судебная система состоит из районных и городских судов — суды первой инстанции; областных и города Минска, Верховного суда.

Создаваемой судебной системе будут переданы функции по организационному, материальному и кадровому обеспечению судов. До последнего времени эти вопросы были в компетенции Министерства юстиции. Теперь на председателей областных судов лягут дополнительные обязанности, связанные, к примеру, с ремонтом помещений, строительством, распределением финансов. С другой стороны, это позволит более эффективно решать материальные и кадровые вопросы.

Разработанная концепция — единственный научно обоснованный документ, который можно использовать для дальнейшего совершенствования законодательства в сфере судебной специализации. К достоинствам концепции можно отнести введение в части ювенальной юстиции института заседателей, социально-психологических центров. Главным вопросом административной юстиции остается процессуальное законодательство. Нынешняя правовая система вполне обеспечивает применение альтернативных способов урегулирования споров. Но чем больше регулируется эта сфера, тем меньше она развивается. Поэтому требовать досудебного урегулирования споров, наверное, не следует. А вот производить разъяснительную работу с целью привлечения граждан к такому способу разрешения споров нужно. Концепция не является законодательным актом — она лишь дает пути решения проблемы судебной специализации. В настоящее время в НЦЗиПИ разрабатывается проект нового Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, в котором некоторые вопросы судебной специализации будут учтены [49. c. 30].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: