Функция | Что происходит в результате осуществления функции или одного из ее звеньев | Содержание | Пример |
Программирующая | Возникает идеальный образ | Представление для человека выступает в качестве идеального, возникающего в сознании того реального действия, которым он должен овладеть, или того результата, которого он должен достигнуть | Воспитание единства дела и слова. «Я хочу» |
Регулирующая – составная часть саморегуляции человеком своих действий, поступков, поведения в целом | Включается программа-представление | Необходимая информация о выполнении конкретного действия, поступка | Как следует поступать. «Я смогу» |
Осуществляется контроль (самоконтроль) | Сличение реального выполнения действия с представлением-программой на основе обратной информации | «Так ли я делаю?» | |
Осуществляется оценка (самооценка) | Мышечно-двигательные ощущения получают эмоциональное подкрепление - либо положительное, либо отрицательное | Моральное удовлетворение. «Я молодец» | |
Осуществляется коррекция | Исправление ошибок и совершенствование техники выполнения действия, поступка | Что-то сделано не так. «Почему? Я буду делать это вот так» | |
Тренирующая | Включаются механизмы идеомоторных реакций | Многократное мысленное представление выполнения двигательного действия, поступка | Получилось. «Надо делать это так» |
При переходе от восприятия к представлению совершается преобразование сукцессивного перцептивного процесса в симультанный образ, то есть то, что человек воспринимал последовательно, трансформируется в одновременную целостную умственную картину, что имеет решающее значение при формировании образов-эталонов, «когнитивных карт», концептуальных моделей, наглядных схем, планов и других «когнитивных образований», необходимых для выполнения любой деятельности. Существенной особенностью представления служит его панорамность, дающая субъекту возможность абстрагироваться от него, как бы выходя за пределы актуальной ситуации.
|
|
По признаку происхождения выделяют представления зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные, вкусовые и другие, которые имеют определенные содержания. Совокупность представлений создает основу чувственных знаний человека о действительности и о себе самом, которые очень важны для ориентировки в разнообразных ситуациях, для регуляции собственных поступков и действий, а также поведения других людей. Нам кажется особенно интересной программирующая функция представлений, выражающаяся в том, что представления для человека выступают в качестве идеального действия, которым он должен овладеть, или того результата, которого он должен достичь.
|
|
Вербально-логическое мышление, речемыслительный процесс составляет третий уровень психического (понятийного) отражения, рационального познания, на котором субъект оперирует понятиями и логическими приемами. В процессе понятийного мышления индивид оперирует абстракциями и обобщениями, зафиксированными в знаках и знаковых системах, наиболее развитой и всеобщей из которых является язык. Обычно образная и понятийная формы психического отражения противопоставляются, как чувственное и рациональное познание, но в реальном когнитивном процессе они органично взаимосвязаны и непрестанно переходят одна в другую. Образ, регулирующий сознательную деятельность человека, так или иначе, включает все три уровня психического отражения.
Б.Ф. Ломов, Н.Д. Завалова, другие исследователи отмечают: для того, чтобы у человека сформировался образ, обеспечивающий возможность эффективно действовать в различных ситуациях, находить в каждом конкретном случае адекватное решение, недостаточно только чувственных данных, то есть сенсорно-перцептивной информации. Требуется раскрыть значение этих данных, выявить существенное, общее, закономерное. В противном случае образ, отражающий только то, что в данный момент непосредственно воздействует на органы чувств, не может обеспечить целенаправленности действий, и информационная часть окружающей среды полностью будет управлять поведением субъекта.
Именно это происходит с молодежной аудиторией, воспринимающей мир через призму медиа средств. Знакомство потребителя с информацией происходит в несколько стадий [62, 64, др.]. Он ее замечает, запоминает, понимает, интерпретирует, использует для решения задач. Информационные единицы – знаки, символы, фигуры и пр. - хранятся в памяти в виде энграмм, которые составляют программу. В основу программирования положен информационный прием – создание доминанты – временно господствующего очага возбуждения, который подавляет активность других сфер сознания, в первую очередь критичность, разумность, рассудочность. Взрослый человек способен критично воспринимать и ранжировать информационные потоки, исходящие на него из различных коммуникативных источников, тогда как дети этим умением не владеют и наряду с полезной информацией пассивно воспринимают информацию вредную и опасную.
Следует отметить, что информационное пространство не есть хаотичное или упорядоченное расположение знаков и символов вокруг реципиента. Скорее всего, это субъективное представление о мире, связанное рамками общего смысла, что позволяет реципиенту абсорбировать информацию согласно внутренним ориентирам, внутренней системе координат, «внутренней картине мира» [7, 76]. В этой парадигме информационное пространство целесообразно рассматривать как социопсихологическую модель [76], когда внутреннее информационное пространство индивида [33] служит отражением внешнего информационного пространства.
Внутреннее пространство не строго научный термин, поэтому никак не определено в словарях. Тем не менее, оно часто употребляется или подразумевается в научной и научно-популярной литературе. Авторы различных концептуальных моделей вкладывают в понятие собственный смысл (К. А. Абдульханова, 1981; Д.И. Фельдштейн, 1997; М.К. Мамардашвили, 1988; Л.М. Веккер, 1998; Н.А. Бернштейн, 1997; А.А. Бодалев, 1999; Л.П. Гримак, 1999; др.).
На наш взгляд, внутреннее пространство индивида – это форма существования психического вообще, а в более узком смысле, форма существования «внутренних образов» (Т.Н. Березина, 2001), «внутреннего человека» (Е.Г. Эткинд, 1999; А. Храповицкий, 2002; др.) и т.д. При этом мы понимаем внутреннее пространство не только как отражение пространства внешнего, но как более сложное личностное образование, зависящее и от биологических, если хотите, генетических параметров индивида, и от воспитанности, и от интеллектуального ресурса. Здесь, наряду с психически преобразованным объектом, в гораздо большей степени представлен сам субъект с его чувствами, эмоциями, образами, жизненным опытом, ценностными образованиями и духовно-нравственными ориентирами. Можно сказать, что дизайн внутреннего пространства личности во многом зависит от самого человека, от его информационной культуры.
|
|
Как показывает Т.Н. Березина, характеристики внутреннего пространства изменяются в зависимости от отношения человека к миру, к его информационным и смысловым единицам. В этом значении всякий человек – личность со своим, отличным от других, внутренним пространством, являющимся продуктом собственной жизнедеятельности, выступает центром активности, конструирующей мир собственного воображения. Внутреннее пространство каждого человека, в том числе потребителя психоактивных веществ, неповторимо. Мы полагаем, что во внутренних пространствах потребителей психоактивных веществ имеется много общего, вероятно, в виду того, что их внешнее информационное пространство насыщено однотипными информационными единицами, вызывающими сходные образы, эмоции и чувственные переживания, поведенческие реакции.
Таким образом, если внешнее информационное пространство – это знаки, символы, фигуры и другие информационные единицы, то пространство внутреннее - это образы, смыслы, представления, наделяющие информационное пространство значениями. В окружающем пространстве человек ищет знаки, а во внутреннем - смыслы, на которые он мог бы опереться, чтобы почувствовать себя личностью или представителем общности, носителем культуры, выразителем духовно-нравственных ценностей.
В современном мире, когда ведущую роль в управлении общественными процессами играют СМИ, недопустимо игнорировать их значение в формировании внутреннего пространства личности в угоду массовому сознанию. Если учесть, что эффективная реализация промышленного товара, каковой является, помимо прочих, алкогольная и табачная продукция, не возможна без информационной поддержки со стороны СМИ, то логично предположить, что внутренний мир индивида содержит достаточное или чрезмерное количество образов, связанных с началом и систематическим употреблением ПАВ. В связи с этим возникает необходимость рассматривать наркотизм не только как информационно-пространственное (внешнее), но и как информационно-психологическое (внутреннее) явление. Это позволяет строить мероприятия психолого-педагогической профилактики наркотизма исходя из принципов герменевтики, обучая потенциального потребителя наркогенной информации стоять на позиции интерпретатора с целью выявления интерполяции текстов, пропуская информацию через когнитивную призму рефлексии вопросов: «Что за этим стоит? Зачем это сообщают? Какую роль может сыграть эта информация? Согласуется ли она с имеющимися данными? Насколько она безопасна?».
|
|
Таким образом, из вышеизложенного следует, что наркотизм - это информационно-психологическое явление, отражающее влияние наркогенной информации на психологию реципиента с индивидуальными особенностями восприятия, в результате взаимодействия которых образуется новое представление об окружающем мире с включением элементов наркотизма. Систематическое контактирование реципиента с наркогенной информацией закрепляется позитивной либо негативной эмоцией, что может вызвать как положительное, так и отрицательное отношение к проявлениям наркотизма, его знакам, символам, фигурам, а также образцам аддиктивного поведения. Это служит достаточным условием для последующего развития наркогенной идеологии, вытеснения трезвости из внутреннего пространства индивида, склонения к наркогенной модели общежития и освоения аддиктивных форм поведения.
Анализ сущности и содержания наркотизма показал, что этот феномен следует рассматривать целостно, беря во внимание как внешние его проявления - систему знаков, символов, смыслов, так и внутреннее содержание субъекта, находящегося под их влиянием, - установки и ценностные ориентиры, отражающие их значение через аддиктивное поведение (рис.3).
|
ВНЕШНЕЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Рис.3. Трехуровневая модель наркотизма: информационное пространство наркотизма – внутреннее пространство реципиента – аддиктивное поведение
Во многом информационно-пространственное окружение субъекта формирует внутреннее пространство, его внутренний мир, так сказать, «внутреннего человека», который живет и мыслит категориями, усвоенными как через государственную систему образования и воспитания, так и стихийно - через восприятие социальной и массовой информации помимо семьи и учебного заведения.
Хаотичная, бесцельная молодежная социализация, к тому же без должного контроля со стороны государственных структур, без привития подросткам культурных норм и элементов воспитанности, делает молодое поколение зависимыми от противоправных и антигосударственных установок. Не учитывать этого нельзя, так как игнорирование влияния социума и СМИ на детей и молодежь, «свободное» их взросление, без ограничения и коррекции сфер жизнедеятельности и создания условий для ценностного развития, отражается на образованности и мировоззрении юношества, на их патриотизме и гражданской ответственности. Поэтому мы склонны считать, что в основу эффективной психолого-педагогической профилактики наркотизма учащихся должно быть положено развитие у них трезвенного мировоззрения, что возможно в условиях трезвенного воспитания, при практическом усвоении элементов собриологической культуры.
В виду того, что российское информационное пространство подвергнуто виктимизации со стороны СМИ, имеет признаки наркотизма и криминальной идеологии, общественность, в первую очередь педагоги и родители, вправе требовать от государства принятия мер в области информационной политики, которые бы ограничили трансляцию сцен насилия, жестокости, аддиктивных и противоправных форм поведения на массовую аудиторию. Одновременно с тем, с целью минимизации воздействия наркогенной информации на детей и молодежь, необходимо создавать в семье и учебном заведении условия для трезвенного воспитания, развития трезвенного мировоззрения. Вместе с тем, следует культивировать объединения граждан ведущих трезвый образ жизни, содействовать распространению детских и молодежных организаций, направленных на утверждение и распространение трезвенных обычаев и традиций, искусственно поддерживать и укреплять в обществе позиции собриологической культуры.
Как мы убедились, информационное пространство обладает великой силой воздействия: оно может образовывать, умственно развивать, задавать морально-этические нормы, либо наоборот, влиять на потребителя информации негативно, болезненно и разрушающе. В этой связи педагогу целесообразно изучать анатомию, структуру информационного пространства, уметь выделять его педагогические ресурсы и возможности. Мы полагаем, что умения такого рода способствуют моделированию и проектированию, как образовательного пространства, с его субъект-объектными взаимодействиями, отражающими знания о предмете, так и образовательной среды, с её субъект-субъектными отношениями, в результате которых возникает или дополняется представление о чём-либо.
Понимая наркотизм как информационно-пространственное состояние общества, которое индивид, как его член, выражает своим отношением к ПАВ, необходимо психолого-педагогическую профилактику наркотизма строить с учетом индивидуальных особенностей личности, а также его информационного окружения. Поэтому в задачи педагога должно входить обучение воспитанников критичному восприятию информации, умению выбора информационной среды, преобразованию информационного пространства. Это связано и с тем, что человек с низкой информационной культурой уязвим, а, попадая в информационную среду со знаками наркотизма, очаровывается его информационно-эмоциональным обаянием, склоняющим к употреблению ПАВ, к принятию суррогатных форм поведения. Напротив, информационно компетентный человек способен защитить себя и близких от пагубного воздействия информации. Кроме того, в его силах менять среду или преобразовывать информационное пространство, руководствуясь личностными ценностными установками, принципами человеколюбия, терпимости, добротоделания.