Сейчас нейронауки, по умолчанию, исходят из того, что мозг преобладает над психикой, над человеком. Нейробиологи нередко говорят не «человек передумал», а «его мозг принял решение». Однако у мозга нет ни воли, ни намерений, они есть только у человека. У мозга нет и свободы воли, т. е. свободы выбора, хотя он и участвует в принятии решений. Таким образом, нейробиология многое чрезмерно упрощает, приписывая мозгу управление поведением человека. Сплошь и рядом появляются книги о «Влюбленном мозге» или о «заключенном в нейронах Боге». Они способствует распространению ложных представлений о том, что мозг сам по себе порождает веру и любовь, а человек – лишь исполнитель.
Мы считаем это ошибкой. Когда вы слышите треск по радио, вы не говорите: «Что-то не в порядке с Бетховеном». Вы прекрасно различаете первоисточник музыки (Бетховен) и технический инструмент (радиоприемник), который лишь транслирует человеческие творения. Нейробиологи – очень умные, а иногда и гениальные люди. Почему же они не видят эту простую разницу, изучая инструмент человека – мозг?
Основное объяснение – их материализм. Это мировоззрение настаивает на том, что все вокруг имеет материальные причины. Психика не является чем-то материальным, поэтому можно ее игнорировать и изучать мозг с чисто «объективной» точки зрения. Мы надеемся убедить вас в том, что мозг является лишь служебным инструментом психики[19]. Однако мы должны признать, что эволюция структурировала мозг, дав нам принимающий инструмент, разделенный на несколько конкретных частей. Наша основная идея заключается в том, что следует направлять свою собственную эволюцию, но при этом отдать должное и всей предшествующей тысячелетней эволюции.
Для простоты мы собираемся разделить функции нашего мозга на четыре части:
• Инстинктивную
• Эмоциональную
• Интеллектуальную
• Интуитивную.
Такие же четыре вида работы нашего разума выделяет Сатгуру Шивая Субрамуниясвами в книге «Слияние с Шивой». Эта книга вдохновила Руди и произвела на него сильное впечатление. Он увидел, что древние традиции во многом согласны с тем, что мы знаем о мозге сегодня.
Нам известно, что в процессе эволюции животных сначала появилась инстинктивная (нижняя) часть нашего сегодняшнего мозга. Она впервые возникла у пресмыкающихся сотни миллионов лет назад (потому этот нижний этаж мозга часто называют мозгом рептилии). Затем эволюция породила часть мозга, которая отвечает за эмоции – лимбическую систему[20]. И только сравнительно недавно – у млекопитающих – появился неокортекс головного мозга, связанный с высшими психическими функциями. У человека неокортекс занимает 90 % всего объема коры головного мозга.
Нейробиолог Пол Д. Маклин предложил такую «триединую модель» мозга в 1960-х. Однако выявить в мозге представительство интуиции не удалось еще никому. И многие нейробиологи предпочитают вообще не говорить об этом. Им трудно признать, что Бог находится не в нейронах; и даже не в искусстве, музыке, чувстве прекрасного и правде, и ни в каких других, столь ценимых нами понятиях. Однако, поскольку интуитивный опыт подтверждает свою значимость со времен появления цивилизации, мы включаем его в нашу схему из четырех частей. Без него не обойтись, если мы задались целью разгадать мозг на всех уровнях сознания от предопределенных инстинктивных реакций до видений просветленных учителей, которые изменяют мир.