В цели лабораторного практикума входит расширение объёма информации предоставляемой студентам по основным направлениям теории и практики современной психотерапии; предоставление возможности отработки и проигрывания некоторых психотерапевтических техник из разных направлений психотерапии; обсуждение наиболее дискуссионных проблем, связанных с теорией и конкретными методами психотерапии;сравнительный анализ ключевых понятий и конкретных методов разных психотерапевтических систем, углубление знания о специфике психотерапевтической работы с определенными группами пациентов.
Техники психодинамической терапии:
а) техники классического психоанализа З. Фрейда (метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, интерпретация, анализ сопротивления, анализ переноса);
б) техники аналитической индивидуальной психотерапии А. Адлера (установление правильных отношений, анализ личностной динамики, подбадривание, поощрение инсайта, помощь переориентации);
в) техники клиент-центрированной терапии К. Роджерса (установление конгруэнтности, вербализация, отражение эмоций);
|
|
г) техники логотерапии В. Франкла (метод дерефлексии, метод парадоксальной интенции, персональное осмысление жизни, «сократовский диалог»);
д) Техники экзистенциальной психотерапии (1-ый поход - упор на развитие самосознания, 2-ой подход – культивирование свободы ответственности, 3-помощь в открытии или создании смысла, 4- уникальность и идентичность, 5- работа с тревогой).
Техники поведенческой терапии (методика «негативного воздействия»; методика «скилл-терапии»; методика формирования поведения; методики, основанные на принципах положительного и отрицательного подкрепления и т.д.).
Техники когнитивной терапии:
а) техники когнитивно-аналитической терапии (метод «фиксированной роли» Д. Келли; «подъем по лестнице»; «складывание пирамиды», «АВС-модель»);
б) техники рационально-эмотивной терапии (РЭТ) А. Эллиса;
в) техники когнитивной психотерапии А. Бека.
г) техники реальностной терапии У. Глассера.
4. Техники трансактного анализа Э. Берна (техника семейного моделирования; трансактный анализ).
5. Техники гештальттерапии Ф. Перлза (экспериментальный диалог; «большой пес» и «щенок»; идти по кругу; перевертыш; «у меня есть тайна» и т.д.).
6. Методики психодрамы (самопрезентация, монолог, дублирование, обмен ролями, «зеркало», идеальный другой, волшебный магазин и т.д.).
6. Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Психотерапия»