Особенности применения авиационных управляемых ракет с ИК и ТПВ головками самонаведения

Тактика применения авиационных управляемых ракет с ИК и ТПВ головками наведения (типа «Мейверик») следующая (рис. 7). Учитывая относительно высокую стоимость данной АУР, для поражения цели используется одна ракета. Пуск АУР осуществляется на максимально возможной дальности 10…30 км, как правило, над расположением своих войск, чтобы минимизировать воздействие ПВО противника по самолету-носителю. Минимальная высота пуска составляет 100…150 м, максимальная – до 10 км.

После осуществления пуска самолет-носитель уходит на предельно малые высоты и удаляется в сторону расположения своих войск. При необходимости через некоторое время атака повторяется. Повторная атака осуществляется по той же цели.

1 – самолет-носитель; 2 – траектория полета носителя;
3 – точка пуска управляемой ракеты; 4 – траектория полета управляемой ракеты;
5 – авиационная управляемая ракета; 6 – цель.

Рис. 7. Схема атаки цели с использованием АУР с ТВ, ТПВ и ИК ГСН

Особенности применения авиационных управляемых ракет с лазерными головками самонаведения (рис. 8).

ВТО с лазерными системами наведения применяется с высот 100…6000 м. Подсветка цели лазерным лучом может производиться с самолета-носителя, другого летательного аппарата или передовым авиационным наводчиком с земли.

1 – лазерный луч подсветки цели;

2 – отраженный лазерный луч;

3 – «захват» цели головкой самонаведения АУР

Рис. 8. Вариант применения АУР при действии по цели одиночного самолета

При этом необходимо постоянно подсвечивать цель лазерным лучом вплоть до соприкосновения АУР с ней, что можно отнести к недостатку. При установке аппаратуры подсветки на самолете-носителе обеспечивается возможность атаки неподвижных и подвижных целей. Кроме того, в этом случае отпадает необходимость обеспечения взаимодействия носителя и средства, осуществляющего подсветку. Однако такое использование АУР возможно только с самолетов, имеющих экипаж из двух человек и оснащенных специальными контейнерами, в которые входят устройства обнаружения и целеуказания.

Авиационные управляемые бомбы предназначены для поражения малоразмерных бронированных и небронированных подвижных и неподвижных наземных (надводных) целей.

Недостатком управляемых бомб, по сравнению с авиационными ракетами, является дозвуковая скорость полета и ограниченные маневренные возможности. Скорость полета УАБ зависит от скорости самолета в момент запуска и составляет порядка 0,8M (около 200…300 м/с), тогда как у ракет она достигает 3M (около 1000 м/с). Однако УАБ оснащаются более мощной боевой частью, достигающей до 2000 кг и более.

Управляемые авиабомбы делятся на классы. По калибру (массе боевой части) выделяют 500-фунтовые (225 кг), 1000-фунтовые (450 кг) и 2000-фунтовые (900 кг). Существуют и более мощные боеприпасы, такие как американская GBU-28 или российская КАБ-1500. Аббревиатура «КАБ» обозначает «корректируемая авиационная бомба». Это название является более правильным, так как из-за отсутствия собственного двигателя эти боеприпасы нельзя называть полностью «управляемыми». УАБ США, оснащенные двигателями, маркируются AGM (Air-to-Ground Missile – также, как и ракеты), а планирующие бомбы – GBU (Guided Bomb Unit), и те и другие относятся к категории «guided» – управляемых.

Суббоеприпасы индивидуального наведения или самоприцеливающиеся боевые элементы (СПБЭ) осуществляют поиск и обнаружение объекта при спуске с одновременным вращением, после прицеливания БЧ происходит отстрел самоформирующегося поражающего элемента (типа «ударное ядро»). СПБЭ эффективны для поражения весьма специфических целей (бронированных машин), и практически неэффективны для иного боевого применения.

Важной особенностью технической политики при создании этого вооружения являлась разработка модульных унифицированных блоков кассетных самонаводящихся и самоприцеливающихся боевых элементов, которыми снаряжаются артиллерийские снаряды, головные части оперативно-тактических ракет, ракет ракетных систем залпового огня (РСЗО), а также управляемых и неуправляемых авиационных контейнеров.

Наиболее важным моментом в процессе самоприцеливания интеллектуального боеприпаса является работа его бортовых датчиков (включая сопровождающие алгоритмы). Система бортовых датчиков должна быть способна не только обнаруживать замаскированные цели в условиях противодействия противника на всех типах местности (суша, водная поверхность), в различных климатических зонах, но и «уметь» отличать подлежащий поражению тяжелый танк от сходных с ним военных объектов (легкобронированные машины, металлические корпуса списанных кораблей, ложные цели, «объекты-ловушки»). Эта проблема решается обычно с помощью комплексирования датчиков, работа которых основана на различных физических принципах.

155-мм кассетный снаряд BONUS с одноименным самоприцеливающимся боевым элементом для поражения бронетанковой техники разработан для применения с военных кораблей в рамках теории «прибрежной войны».

СПБЭ BONUS (рис. 9) рассчитан на использование лишь одной ИК-головки самоприцеливания (многополосной, реагирующей на электромагнитное излучение в нескольких частотных диапазонах), что ограничивает возможности его применения в сложных метеоусловиях. В снаряде используется донный газогенератор, что обеспечивает заданную дальность стрельбы (до 35 км) при уменьшенной массе метательного заряда, которая позволяет снизить перегрузки, действующие на электронный узел элемента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: