Наведите предварительно справки о должности, организации или сфере деятельности.
Прорепетируйте с помощью друзей, как вести себя во время собеседования, чтобы научиться снимать нервное напряжение и скрывать нежелательные привычки.
Расспросите о том, как проехать к организации.
Позаботьтесь о том, чтобы располагать достаточным временем для собеседования.
Постарайтесь договориться о проведении собеседования таким образом, чтобы вас не волновало, сколько времени вы на него истратите.
Заблаговременно подтвердите договоренность о встрече.
Идите на собеседование самостоятельно, без друзей и членов семьи. Придите на собеседование заблаговременно.
Имейте наготове адреса рекомендующих вас лиц.
Известите рекомендующих вас лиц о возможности обращения к ним с вопросами относительно вас.
Используйте связи для получения нужных сведений.
Научитесь определять различные типы собеседования, чтобы знать, чего следует ожидать.
Перед встречей продумайте вопрос о заработной плате. Отнеситесь к секретарю или администратору с уважением. Запомните, как кого зовут и кто какую должность занимает. Говорите правду и преувеличивайте только в том случае, если можете доказать свои утверждения.
Избегайте ответов-штампов.
Старайтесь казаться разборчивым, даже если вы очень боитесь упустить предлагаемое место.
Будьте готовым к разговору о вашем прежнем работодателе, даже если вам с ним не повезло.
Позволим себе небольшое отступление, чтобы несколько подробнее поговорить о собеседовании, которое, естественно, является интервью.
В психологии под интервью понимают метод сбора информации, когда анализируются речевые высказывания и другие доступные наблюдению реакции интервьюируемого в ходе специально организованной с ним беседы. В повседневной жизни человека, способного с ходу понять, «чем дышит» собеседник, мы называем проницательным, тонким психологом. Развитое «чутье на людей» как характеристика природного ума, как врожденное качество - это явление, которое действительно встречается. Однако таких самородков среди проводящих интервью с кандидатами не так много, как хотелось бы. Поэтому, даже если руководители приглашают для такой работы специально обученный персонал, результат бесед бывает разный: или хороший специалист не получит работу, или возьмут на работу человека, не соответствующего должностным требованиям.
Каковы же реальные перспективы интервью как метода получения достоверной информации, не переоцениваем ли мы его возможности?
Но сначала несколько более подробно о самом методе.
В самом общем виде можно говорить о двух базовых формах интервью - жестком (структурированном) и свободном.
Жесткое интервью проводится по заранее подготовленному плану, т. е. имеется фиксированный перечень вопросов и их последовательность. Вопросы сгруппированы по блокам, например по образование», «профессиональная деятельность», «мотивация и ценностные ориентации», «личностные качества и внутренний мир» и т. п. Такой вид собеседования скорее можно использовать для получения информации о личностных или профессиональных качествах кандидата.
Свободное интервью больше напоминает беседу, где роль рассказчика принадлежит кандидату, а работодателю остается лишь слушать и задавать уточняющие вопросы. Наибольшие возможности, на наш взгляд, открываются при использовании комбинированного интервью, так как это позволяет получить как проективную информацию о кандидате в ходе свободного рассказа о себе, так и конкретную, однозначную информацию с помощью лобовых и каверзных вопросов.
В структурном отношении в любом интервью можно условно выделить три части:
а) налаживание контакта, установление доверительности в отношении;
б) получение основной информации об интервьюируемом;
в) выход из интервью.
Как правило, беседа начинается с вопросов о биографии кандидата или вопросов, не связанных напрямую с его будущей работой, чтобы снять напряжение, возникающее в первые минуты общения с незнакомым человеком. Существенно так же, что доверительная беседа способствует получению достоверной информации. Когда кандидат почувствует себя увереннее, работодатель переходит к более сложным вопросам. Однако помните, что рассказ о себе - это та часть интервью, которая предназначена для получения существенной информации, на основании которой формируются уточняющие вопросы. Именно на них и держится жесткая часть, представляющая собой ядро собеседования. На основании полученной в свободной беседе информации проводится более подробное исследование личностных и профессиональных качеств кандидата. И наконец, когда вся необходимая информация получена, следуют расслабляющие вопросы, обеспечивающие мягкий плановый выход кандидата из интервью, например об увлечениях, отдыхе и т.п.
Ответ на вопрос о возможности интервью как метода получения достоверной информации находится в тесной зависимости от того, как решается задача интерпретации полученных в ходе интервью данных. Здесь имеют место две проблемы. Первая связана с достоверностью полученной информации, с тем, в какой мере можно доверять полученным ответам. Для того чтобы сделать выводы об этом, нужно, как минимум, чтобы эти ответы были зафиксированы каким-либо способом: письменно, на аудио- или видеомагнитофонной ленте. Типичная ошибка работодателей - отсутствие каких-либо записей вообще и ориентация при принятии решения о найме на личное впечатление. Записи позволяют вернуться к ответам кандидата, взвесить их правдивость, принять решение о степени надежности, полученной в ходе интервью информации. Вторая проблема связана с квалификацией лица, которое будет проводить интерпретацию результатов, принимать решения о том, что означает тот или иной ответ кандидата.
И все же, что делать, если работодатель, например, принимает на работу финансового менеджера, а сам имеет об этой деятельности лишь общее представление? На наш взгляд, следует дать просмотреть ваши записи экспертам, а еще лучше, если бы они же помогли вам составить основной список вопросов. Полнота и правильность ответов, оцененная экспертами, - залог адекватного решения при определении квалификации специалиста. Ну а если работодатель принимает на работу специалиста, квалификацию которого вполне в состоянии определить сам. Как быть здесь? Для начала нужно определить критерий, включающий в себя наиболее существенные с его точки зрения параметры деятельности этого специалиста, т. е. ответить на вопрос, что специалист должен знать и уметь. Затем составить вопросы, ответы на которые могут свидетельствовать об этих знаниях и умениях. Следующим шагом может быть разработка формального критерия. Здесь делается попытка как бы ответить на вопросы: какой человек наилучшим образом справится с этой работой: молодой или обладающий житейским опытом, энергичный или осторожный, какое он должен иметь образование, опыт работы? Затем составляются вопросы, с помощью которых, как вы думаете, это можно узнать,
или можно прибегнуть к другим методам, например психогогическому тестированию. Стоит ли проводить исследование личности кандидата с помощью психологических тестов - это отдельный разговор. Однако, если кандидат получил образование в престижном вузе и отработал долгое время в известных, крупных компаниях на соответствующих должностях, проводить подобные эксперименты нецелесообразно, так как лучшим тестом является его профессиональная деятельность. Технология подготовки работодателя к интервью ясна.
Но не следует забывать, что конечная цель интервью - не получение информации о кандидате, а заполнение вакансий необходимым компании персоналом. Здесь возникает тонкий момент: все сделано правильно, результаты интервью проинтерпретированы, а вот с решением о найме никто не торопится. Отчасти это проблема делегирования прав и обязанностей, и того, как она решается в той или иной компании. Кандидаты часто сталкиваются с этой проблемой: беседует с ними один человек, а принимает решение о найме другой - критерии отбора совпадают. На наш взгляд, это связано и с некачественным предоставлением результатов интервью. Особенно если вместо них предъявляют «впечатление». С решением не будет проблем, если его будет принимать тот, кто может объективно оценить результаты интервью, а для этого надо пользоваться им как научным методом. К сожалению, сейчас интервью чаще напоминают смотрины, где личное отношение к кандидату ставится выше его профессиональных качеств. Правда, в этом случае интервью ничем не отличается от разговора.