Тактика в Кэндо. Часть 3

Введение

В предыдущей статье рассматривалась тактика для обладателей кю и 1-2 данов. В этой статье будет уделено внимание тактике для имеющих 3-5 дан. В начале я опишу приемы, которые следует пробовать применять в кейко имеющим 3-5 дан для того, чтобы выработать и развивать тактику противостояния различным оппонентам. Затем будут рассмотрены «четыре возможности нанести удар в кэндо». В предыдущей статье были рассмотрены две из этих возможностей: «наносить удар, когда оппонент завершает удар» и «наносить удар, когда оппонент блокирует удар». В этой статье я опишу две другие возможности: «наносить удар, когда оппонент начинает удар» и «наносить удар, когда оппонент движется назад», которых можно добиться вынудив оппонента атаковать или отступать, используя сэмэ и работу правой ноги.

1.Обладатели 3-5 данов: методы, используемые в кейко для выработки и развития тактики

На этом уровне важно думать о том, как развивать дзи-гейко с точки зрения тактики, учитывая тип оппонента и тип кэндо оппонента в целях совершенствования собственного кэндо.

Под «типом оппонента» понимается разделение оппонентов на высоких, низких, тех кто держит кэнсен высоко, низко, отклоняя вправо; тех, чья стойка широкая, узкая; тех, чья задняя нога стоит диагонально и направлена влево; тех, кто большую часть веса переносит на правую или на левую ногу; тех, чья стойка прямая, кто наклоняется вперед или назад и т.д. Что касается «типа кэндо оппонента», то тут речь идет о таких вещах, как: держит ли он синай крепко или мягко, не использует те-но-ути, а полагается на силу, быстро двигается, ему лучше удаются и он предпочитает использовать дебана-вадза, кэси -вадза, хики-вадза, рензоку-вадза, отвлекающие техники и т.д.

Как следует из вышесказанного, размышляя о своем оппоненте надо учитывать оба элемента. Для того, чтобы демонстрировать «свое кэндо», важно выработать, проверить, развить и применять тактику, учитывающую оба «типа».

Здесь, как и в предыдущей статье, я хочу, чтобы Вы подумали, принимая во внимание приведенные выше примеры и кэндо членов Вашего додзё о следующем:

* Как Вы противостоите различным типам оппонентов в кэндо?

* Какие перемещения, движения синая и тела, вадза и их комбинации вы используете?

Как я писал в предыдущей статье, подумайте о процессе использования цки-но-вадза (любимая вадза) и о том, насколько Ваше кэндо зависит от того, насколько ясно и быстро Вы можете представить все возможные варианты. Размышления на вышеуказанные темы также поможет разработать тактику, которая понадобится для противостояния различным типам оппонентов и их кэндо в целях дальнейшего развития Вашего кэндо. Как описано в первой части статьи "Тактика в кэндо", «свое кэндо» не означает постоянное использование одних и тех же тайминга и вадза против всех оппонентов. Необходимо менять свои тактические приемы в зависимости от оппонента, типа его кэндо и ситуации. Это, однако, не означает, что нужно делать нечто, чего Вы обычно не делаете. Вы должны выбирать лучший вариант сознательно или бессознательно. Разумеется, тот, кто не видит альтернатив может демонстрировать только один вид кэндо. Он может легко побеждать оппонентов определенного типа, но не сможет противостоять другим. Говоря с позиции тренера, таких людей сложно выбирать и использовать. Какую тактику использовать и как сражаться? Здесь моей целью не является описание действий против каждого типа оппонента и кэндо, но я хотел бы описать некоторые методы в кейко, которые обладателям 3-5 данов следует опробовать, обдумать, развить и усовершенствовать с их помощью свою тактику.

Важность проведения дзи-гейко с людьми, представляющими для вас сложность в кэндо, была упомянута в статье "Отношение к дзи-гейко, часть 2". Избегать таких людей – не выход. Это не решит проблему. Напротив, следует стремиться проводить с ними дзи-гейко чаще, чем с прочими, пытаясь преодолеть страх и проблемы, пропуская удары, обдумывая результаты дзи-гейко, планируя и создавая свою тактику. Более того, в данном случае я бы рекомендовал пытаться копировать их кэндо. Думаю, каждый из нас проходил через это – пытался копировать кэндо того, кем восхищался. Мы пытаемся скопировать камаэ, передвижения, стойку, атаку, пытаясь добиться необходимого результата. Попытка скопировать кэндо того, кто представляет проблему в дзи-гейко имеет схожую цель. Пытаясь скопировать кэндо этого человека Вы пытаетесь почувствовать как он атакует и наносит удар, при этом стремясь понять какое сэмэ и какие атаки будут для него неудобны, где может быть его слабое место и т.д. Переняв стиль кэндо, сложный для Вас, Вы сможете получить представление о его сильных сторонах, практикуясь с более слабыми противниками и о его слабостях, практикуясь с более сильными.

2. Изучение семе с целью заставить оппонента атаковать или отступать

Ранее я упоминал о четырех возможностях нанести удар и писал, что наносить удар, когда оппонент заканчивает удар, является важной тактикой для уровня кю в дзи-гейко с другими обладателями кю. Также я писал об использовании отвлекающих действий и атаке с помощью сутэ-вадза и мисэ-вадза, позволяющих использовать цки-но-вадза для обладателей 1-2 данов.

Это имеет отношение к нанесению удара, когда оппонент блокирует удар в рамках четырех упомянутых возможностей. В дополнение к этому обладатели 3 дана и выше должны изучить две другие возможности для нанесения удара: «наносить удар, когда оппонент начинает удар» и «наносить удар, когда оппонент движется назад».

Считается, что обладатель такого уровня освоил технику те-но-ути в сикаке-вадза и одзи-вадза. Я не имею ввиду, что обязательно уметь исполнять сикаке-вадза и одзи-вадза с правильной техникой те-но-ути в дзи-гейко, но необходимо уметь исполнять их хотя бы в вадза-гейко, когда отсутствует сопротивление со стороны оппонента и известно, куда последует атака. По моему опыту, однако, менее половины кендок такого уровня в Великобритании демонстрируют правильную технику те-но-ути в вадза-гейко. Добившись правильной техники те-но-ути можно атаковать и защищаться не полагаясь особо на физическую силу, заниматься с любым оппонентом вне зависимости от пола, возраста, физических данных и заниматься всю жизнь. Не будет преувеличением сказать, что овладение те-но-ути – жизненно важно для занятий кэндо всю жизнь. Однако цель данной статьи – описать тактику, а не методы освоения техники те-но-ути. Ниже мы сосредоточимся на двух возможностях нанесения удара: когда оппонент начинает удар и когда оппонент движется назад, подразумевая, что читатель имеет верное понимание техники те-но-ути.

2-1. Сэмэ в кэндо

Должно быть вполне понятным, что нанести удар, когда противник начинает наносить удар или двигается назад не значит, что необходимо просто ждать действия оппонента. Обладатели 3-5 данов должны освоить технику сэмэ, которая заставит оппонента нанести удар или отступить. Прежде чем обсуждать методы сэмэ, давайте рассмотрим, что оно из себя представляет. Согласно Японо-английскому словарю кэндо (A.J.K.E., 2000, p. 83) сэмэ в кэндо объясняется как «Захватить инициативу, сократив дистанцию с оппонентом с полной решимостью. Это лишает противника равновесия, как морально, так и физически и не позволяет свободно двигаться.» Это определение создает впечатление, что сэмэ имеет место только в одной ситуации. Однако, по моему мнению, давление, создаваемое сэмэ может ощущаться на любой дистанции и во всех ситуациях. Даже когда вы находитесь на очень короткой дистанции, в цуба-зериай, когда приблизиться еще больше уже не возможно, или, напротив, на длинной дистанции, важно демонстрировать сэмэ через непоколебимость духа и действия, направленные на получение преимущества и подавление противника. Ввиду ограниченности объема некоторые методы сэмэ в ситуациях, когда вы стоите с противником в камаэ друг напротив друга, здесь не рассматриваются. Однако эти методы сэмэ серьезным образом связаны с тем, как вы вынуждаете противника наносить удар или отступать.

2-2. Сэмэ из камаэ: использование правой ноги

В кэндо существует бесконечное количество методов сэмэ. Здесь мы обратим внимание на практическое использование правой ноги и некоторые методы сэмэ, которые позволяют заставить оппонента нанести удар или отступить.

Традиционно в кэндо правая нога называется «сэмэ-аси» (seme-ashi) (нога для сэмэ), а левая нога называется «дзику-аси» (jiku-ashi) (нога, поддерживающая тело). Правую ногу надо использовать мягко, аккуратно и свободно, чтобы создавать давление и провоцировать оппонента начать атаку. Необходимо добиться ощущения, как будто левые ступня, голень, бедро и вся левая часть тела соединены одной линией, при этом левая нога должна в любой момент быть готова последовать за правой и провести фумикири. Однако, если расстояние между правой и левой ногой слишком велико, или центр тяжести смещается вперед или назад или поступательно вперед, если корпус отклоняется вперед и назад в камаэ, когда Вы стараетесь оказать давление на оппонента с целью спровоцировать атаку, то Вы не сможете использовать обе ноги так, как описано выше. Вы не сможете наблюдать за оппонентом с фиксированной позиции и тайминг Ваших ударов будет легко распознать, когда стойка слишком широкая а амплитуда движения центра тяжести слишком велика.

Поэтому на данном уровне важно понимать как можно использовать сэмэ-аси и дзику-аси и совершенствовать свое кэндо так, чтобы сэмэ достигалось более мелкими и эффективными движениями. Далее следует описание некоторых методов осуществления сэмэ-аси.

Прежде всего важно быть физически и морально готовым атаковать и реагировать на атаку как только вы приняли камаэ, встав из сонкё. Говорят, что кэндо начинается и заканчивается рэй. Я думаю, что это относится не только к вопросам этикета. С того момента, как Вы встаете напротив оппонента и делаете поклон, начинается бой и важно оставаться сосредоточенным до заключительного поклона. Если Вы стараетесь заниматься с таким настроем, Вы найдете наиболее подходящие способы распределения веса между ногами, ширину стойки, высоту кенсена, растягивания левой ноги, сгибания правого колена и т.д. Если изменится Ваше отношение к камаэ, изменится Ваша работа ног, стойка, сэмэ, Ваше кэндо изменится. Ранее я описывал использование правой ноги как сэмэ-аси. Правая нога также используется в качестве своеобразного радара, определяющего намерения оппонента. Дзи-гейко, сиай и аттестации обычно начинаются с того, что оппоненты «изучают» друг друга, стараются определить тип кэндо и намерения, а также оказать давление, используя свою тактику. Для такого «изучения» и «давления» правая нога слегка (совсем немного) выдвигается вперед, при этом нельзя подаваться вперед, нужно сохранять ощущение, что левые ступня, голень, бедро и левая часть корпуса связаны. В то же время старайтесь одновременно оказывать давление и провоцировать атаку используя синай одним из следующих способов: осаэ, хараи, вход, подъем или опускание кенсена. Если оппонент не реагирует на Ваше семе или вы не уверены в тайминге, дистанции или равновесии тела, приставьте левую ногу и снова вынесите правую вперед, изучая и оказывая давление, либо верните правую ногу назад и начните снова. Кроме этого существуют другие способы использования правой ноги на практике. Например, можно произвести быстрый и сильный удар в пол правой ногой или несильно и быстро согнуть правое колено, чтобы вывести оппонента из равновесия и спровоцировать атаку. Если Вы хотите подобраться ближе к оппоненту (особенно если Вам противостоит высокий противник) без его ведома, подтяните сперва левую ногу перед тем как выносить вперед правую (техника цуги-аси (Tsugi-ashi)). В результате или в процессе описанных выше «изучения» и «прессинга» Вы должны обнаружить подходящую возможность и немедленно нанести удар. Если оппонент, чувствуя Ваше сильное давление, отступает, необходимо следовать за ним и усиливать давление или следовать и наносить удар. Если оппонент пытается нанести или наносит удар, используйте дэбана-вадза или контратаку (одзи-вадза). Необходимо очень внимательно относиться к моменту приставления левой ноги. Если в этот момент оппонент атакует, среагировать будет крайне сложно. Кендоки высокого уровня следят за этим и могут использовать этот момент и нанести исключительный тобикоми-мэн. Все сэнсеи, которых я знаю, следят за тем, чтобы стойка была устойчивой, за счет удержания линии левая стопа-голень-бедро-левая половина тела, чтобы иметь возможность в любой момент атаковать или среагировать на атаку оппонента. Кроме того их умелое использование правой ноги и движений синая провоцирует оппонентов на атаку (например, мэн) позволяя им красиво контратаковать (например каэси-до). Искусное использование правой ноги и движений синая также позволяет оказывать сильное давление на оппонента, заставляя его отступать. В таком случае за оппонентом следуют и проводят красивый мэн или котэ-мэн.

В заключении скажу, что существует бесконечное множество методов использования семе в кэндо и выше приведены лишь несколько примеров. Я думаю, однако, что описанные варианты стоят того, чтобы их практиковать и освоить, чтобы добиться более высокого качества кэндо; кэндо, продолжать практиковать которое Вы сможете всю жизнь.

Ссылки
The All Japan Kendo Federation (Zennihon Kendo Renmei). (2000) Japanese-English Dictionary of Kendo, Tokyo: Sato-Inshokan Inc.
Okajima, H. (1992) ‘Kosei-teki na Waza-zukuri no Sido-ho (Teaching that aims to develop pupils’ favorite techniques)’, in Zenkoku Kyoiku-Kei Digaku Kendo Renmei (the National Kendo Federation of Universities with Education Faculties). Zemina-ru Gendai Kendo (The Seminar on Modern Kendo), pp. 140-148. Tokyo: Madosya Ltd.
Honda, S. (2004) ‘Attitudes to Ji-geiko Part 1’, BKA News Online Issue #11 April 2004 or visit
http://www.kendo.org.uk/newsevents/newsletter/april04/
Honda, S. (2004) ‘Attitudes to Ji-geiko Part 2’, BKA News Online Issue #12 June 2004 or visit
http://www.kendo.org.uk/newsevents/newsletter/june04/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: