Первая ступень трехступенчатой ракеты — носителя космического корабля «Восток» состоит из четырех блоков. На каждом из четырех блоков установлен четырехкамерный ЖРД РД-107 с тягой в пустоте кН, работающий на жидком кислороде и керосине. Камера двигателя (рис. 5) представляет собой паяно-сварную неразборную конструкцию. Камера двигателя состоит из смесительной головки и корпуса. Корпус камеры выполнен двухстенным. Стенки корпуса камеры соединены:
— по цилиндрической части корпуса камеры и в нижней половине расширяющейся части сопла гофрированными проставками с продольными вдоль оси
камеры гофрами;
— по сужающейся части сопла и в верхней половине расширяющейся части сопла родольными вдоль оси камеры ребрами.
Соединение осуществляется с помощью пайки. Частые связи обеспечивают высокую жесткость внутренней стенки, уменьшают массу и повышают эффективность проточного охлаждения. Внутренняя стенка (5) имеет малую толщину и хорошо охлаждается. Наружная стенка (4) является несущим элементом.
Стенки цилиндрической части корпуса выполнены из листа, сварены по образующей цилиндра. У головки к наружной стенке приварено упрочняющее кольцо (7). Сужающаяся часть сопла изготавливается штамповкой с вытяжкой в несколько переходов и приваривается к цилиндрической части корпуса. Расширяющаяся часть сопла изготавливается из листов, сваренных по образующей конуса с последующим профилированием. На срезе сопло заканчивается кольцом (1). Между секциями
наружной оболочки сопла вварены сектора коллектора (2), к которому
приварены два патрубка (3) для подвода охладителя — горючего.
Внутренние стенки корпуса камеры свариваются встык, наружные стенки соединяются сваркой с помощью двух разрезных полуколец (6).
Смесительная головка имеет наружное (10), среднее (9) и внутреннее (15) днища. Среднее и внутреннее днища выполнены плоскими, а наружное — сферическим. Внутреннее и среднее днища связаны по периферии силовым кольцом (8) и по всей поверхности двухкомпонентными форсунками (14). В верхней полости смесительной головки расположены две соединительные перегородки (проставки) (11), которые приварены к среднему и наружному днищам и служат для увеличения жесткости среднего и внутреннего днищ. К наружному днищу приварен входной фланец (12) для подвода окислителя. Внутреннее и среднее днища образуют полость горючего (16), а полость окислителя (13) образована средним и наружным днищами.
Распыл компонентов топлива осуществляется с помощью форсунок (рис. 6). На смесительной головке установлено 277 двухкомпонентных центробежных форсунок, равномерно расположенных по девяти концентрическим, окружностям (в том числе одна форсунка в центре) и 60 однокомпонентных форсунок по периферии. Все форсунки припаяны твердым припоем к внутреннему и среднему днищам. Соотношение компонентов топлива по сечению камеры является одинаковым за исключением пристеночного слоя, который обогащен горючим.
Смесительная головка соединяется с корпусом камеры сваркой.
Тепловая защита корпуса камеры осуществляется внутренним и наружным охлаждением. Проточное охлаждение обеспечивается горючим, протекающим по тракту охлаждения. Внутреннее охлаждение осуществляется горючим, поступающим через периферийные однокомпонентные форсунки.
Рис. 6 Двухкомпонентная центробежная форсунка
Из условий производства и сборки камера выполняется из трех узлов:
— смесительной головки;
— блока цилиндрической части корпуса и сужающейся части сопла;
— расширяющейся части сопла.
Поэтому камера двигателя имеет два соединительных (технологических) узла:
— узел соединения смесительной головки с корпусом камеры (рис. 7);
— узел соединения сужающейся и расширяющейся частей сопла (рис. 8).
Узел соединения смесительной головки с корпусом камеры, представленный на рис. 7, включает:
1 — силовое кольцо;
2 — соединительное кольцо;
3 — сварные швы;
4 — упрочняющее кольцо;
6 — кольцевой бурт;
7 — срез гофр;
10— центровочный пояс;
11— штифты силовой связи внутреннего днища головки с силовым кольцом.
Кроме того, на рис. 7 обозначены следующие конструктивные элементы:
5 — наружная стенка корпуса камеры;
8 — гофры;
9 — внутренняя стенка корпуса камеры;
12 — внутреннее днище смесительной головки;
13 — однокомпонентные периферийные форсунки;
14 — среднее днище смесительной головки;
15 — наружное днище смесительной головки;
16 — двухкомпонентные форсунки.
Узел соединения сужающейся и расширяющейся частей сопла (рис. 8) состоит из следующих элементов:
1 — внутренняя стенка корпуса камеры;
2 — кольцевой выступ;
3 — срез ребер;
4 — кольцевой бурт;
5 — соединительные кольца;
6 — соединительное кольцо;
7 — сварные швы.
Соединительные узлы должны обеспечивать:
— удобный подход к свариваемым стенкам;
— достаточную прочность и жесткость соединения;
— надежное охлаждение сварного шва при работе двигателя;
— исключение расплавления припоя при сварке колец;
— отсутствие деформации внутренней стенки корпуса вследствие усадки сварных швов соединительного кольца;
— исключение термообработки после сварки.
Рис. 7 Узел соединения смесительной головки с корпусом камеры
Выполнение перечисленных требований рассмотрим на примере узла соединения частей сопла (рис. 8). Подход к свариваемым стенкам обеспечивается кольцевым окном в наружной стенке. Из условия обеспечения прочности внутренней стенки корпуса ширина окна должна быть минимальной и достаточной только для прохода электрода. Уменьшение длины неподкрепленного участка внутренней стенки обеспечивается косым срезом ребер (поз. 3, рис. 8). Прочность и жесткость соединения достигается постановкой соединительных колец 5, которые привариваются к наружной стенке (8) корпуса. Толщина колец 5 выбирается из условия предотвращения расплавления припоя при сварке их с соединительным кольцом 6.
Рис. 8. Узел соединения сужающейся и расширяющейся частей сопла
Надежное охлаждение внутренней стенки достигается с помощью кольцевого выступа 2 соединительного кольца 6, обеспечивающего необходимую скорость движения охладителя на участке сварки. Для удобства сварки силовые кольца 5 имеют кольцевые бурты 4, на которые устанавливается соединительное кольцо без осевого зазора. Отсутствие осевого зазора исключает деформацию внутренней стенки при усадке сварных швов 7. Для исключения термообработки сварных швов кольца 5 и 6 выполняются из стали аустенитного класса 12Х21Н5Т (ЭИ-811), не требующей термообработки после сварки.
Узел соединения смесительной головки с корпусом камеры (рис. 7) отличается от рассмотренного узла (рис. 8) следующими особенностями:
— соединительные полукольца 2 (рис. 7) не имеют выступов для увеличения скорости движения охладителя, т. к. участок сварки надежно охлаждается периферийными форсунками 11;
— для удобства сварки и обеспечения точной установки смесительной головки сварка производится не встык, а внахлест по центровочному поясу 10.
На срезе сопла установлено кольцо (рис. 9), которое служит для точной калибровки выходного сечения сопла и увеличения его жесткости. Кольцо представляет собой точеную деталь из стали 12Х21Н5Т (ЭИ-811), которая пайкой крепится к внутренней стенке и сваркой — к наружной.
В качестве материалов для изготовления камеры двигателя использованы следующие:
—внутренняя стенка корпуса, внутреннее днище смесительной головки, гофры, форсунки изготовлены из медного сплава М-4;
— наружная стенка корпуса выполнена из стали ЭИ-763;
— силовое кольцо, наружное и среднее днища смесительной головки изготовлены из стали 12X21Н5Т (ЭИ-811). Для пайки использован медно-серебрянный припой ПСР-37,5.
Смесительная головка и корпус камеры проходят контрольные пневмо- и гидроиспытания на прочность и герметичность. Качество пайки и сварки проверяется с помощью рентгеноскопии.