Институционализация науки. Формирование научных дисциплин

Процесс организации науки в устойчивую социальную структуру но­сит название институционализации науки. Это сложный исторический процесс, связанный с действием множества факторов социальной жизни (мировоззренческих, политических, экономических и др.). Как известно, современная наука с начала Нового времени проделала путь от учёных-одиночек и небольших объединений исследователей до поддерживаемой на государственном уровне большой науки, представляющей собой, по сути дела, особую социально-индустриальную подсистему.

В основе процессов институционализации лежит усиление роли и значи­мости науки как самостоятельной социальной сферы. Ведь наука как об­щественный институт базируется на социальном признании науки в целом. Помимо прочего, это означает, что общество ожидает от учёных высококва­лифицированных экспертных знаний в каких-либо областях (впрочем, это касается и прочих экспертных сфер — права, искусства, образования и т.п.). Иными словами, социум признает за учёными право на монополию в опреде­лённой сфере — в познавательной деятельности. Общество ожидает от учёного знания многого о немногом, в отличие от дилетанта, которому разрешено знать понемногу обо всем, но который не может рассчитывать на серьёзное отношение к себе со стороны профессиональных учёных и общества в целом. Социальное признание означает также, что научное сообщество со своей стороны может надеяться на поддержку и понима­ние общества, финансирование исследований, определённые законо­дательные гарантии, оплату труда учёных. Иными словами, наука являет­ся в обществе профессией, причём социально значимой.


Социальный институт науки представляет собой разветвлённую и сложноорганизованную совокупность организационных форм. Наи­более крупной формой является общее оформление науки как самостоя­тельной социальной сферы, т.е. наука как социальный институт в широ­ком смысле. Совокупность людей, выбравших для себя науку как род специализированной деятельности, составляет научное сообщество. Это наиболее общее название для социальной группы профессиональных, учё­ных. Более детальная организация научной деятельности осуществляется по признаку выделения научных дисциплин и областей. Это весьма естествен­ный способ различения и характеризации подгрупп в научном сообществе.

Формирование отдельной научной дисциплины происходит постепен­но. На каком-то этапе накопления научного материала и увеличения количества учёных, специализирующихся в данном направлении, эти учёные признают друг друга в качестве ближайших коллег, остальное же сообщество признает правомочным их партикуляризацию. Постепенное становление дисциплины поддерживается и рядом объективных акций — проведением совещаний или конференций, выпуском специализирован­ных журналов, формированием некоего блока фундаментальных работ по данной теме. Наконец, к оформлению области подключаются и внешние факторы в виде признания её прав в административном подразделении научных направлений. Как известно, для административного ранжирова­ния научной деятельности выделяют различные институциональные еди­ницы — научную дисциплину, научную специальность, научную область.

По Н. Маллинзу, процесс формирования отдельной области проходит следующие стадии. Стадия нормальной науки, для которой характерна малая степень организации подгрупп; здесь мало координированных уси­лий учёных, в целом научная деятельность как бы рассеяна. Стадия сети: образуются некие локальные уплотнения деятельности, но большинство учё­ных их даже не замечает; эти объединения возникают, как правило, по по­воду каких-то частных идей, методов, гипотез и т.п. Стадия сплочённой группы; её участники концентрируются на какой-то проблеме. Сплочённая группа продуктивно работает в некоем новом направлении, обретая в ходе этого революционный или элитарный статус. Коммуникация этой группы, как правило, в основном ограничена её собственными рамками. Примером подобной революционной группы является копенгагенская группа физиков под руководством Н. Бора, осуществлявшая прорыв в создании квантовой механики. Наконец, под влиянием существенных успехов элитарной груп­пы и примыкающих к её направлению новых учёных и их групп образуется новая область, или дисциплина1.

1 Маллинз Н. Модель развития теоретических групп в социологии // Научная деятель­ность: Структуры и институты. М., 1980. С. 257-282.


В целом общий процесс институционализации науки и её областей может быть представлен как результирующая двух составляющих. Эти составляющие суть внутренняя логика становления научных областей по предметно-методологическому принципу (процессы специализации, дифференциации, междисциплинарной трансляции научного знания) и административные решения о создании научных заведений, кафедр, исследовательских центров, об осуществлении определённых научных проектов, о приоритетном развитии тех или иных направлений и т.п. Составляющие и, вообще говоря, не совпадают. Между ними практиче­ски всегда существует некоторое напряжение. Часто предпочтения самих учёных учитываются недостаточно. Особенно это касается начальных стадий становления новых областей, когда они ещё не завоевали прочно­го социального признания. В итоге дефицит административной поддержки приходится восполнять различными неформальными способами в виде налаживания каналов общения между коллегами по новой области, под­держки новой перспективы исследований пока под рубрикой старых дисциплин и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: