Система образования — чрезвычайно важная сфера общественной жизни. Она является основой формирования личности, а общее состояние системы образования в стране является ярким показателем уровня социально-культурного развития страны. Положение дел в науке существенно зависит от состояния базовой образовательной системы. Мировой опыт убеждает, что процессы научно-технической модернизации вызывают к жизни необходимость непрерывно наращивать и совершенствовать систему образования — как формального, так и неформального. Можно достоверно утверждать, что в глобальном соперничестве государств завтра необратимо отстанет та страна, которая сегодня проиграет в образовательной сфере.
Во взаимодействии науки и образовательной сферы для развития науки чрезвычайно важным оказывается то обстоятельство, что через образование осуществляется массовая подготовка специалистов, в которых столь нуждается наука, — специалистов, владеющих современными знаниями и способных дальше продвигать научное познание. Важно и то, что система образования формирует в обществе исходный интеллектуальный запас, который
|
|
позволяет развивать науку и создаёт готовность общества к усвоению научных достижений. Наука в свою очередь питает систему образования новыми знаниями — как образовательными технологиями, так и непосредственно предметными знаниями, входящими в содержание обучения. Известно, например, что лучшими педагогами в сфере высшего образования являются, как правило, те преподаватели, которые, помимо своей преподавательской деятельности, являются также продуктивно работающими учёными и поэтому обладают и свежими знаниями, и креативными установками.
Сфера образования является весьма деликатной. Общеизвестны сложности, сопряжённые с проблемой разработок образовательных стратегий и программ. Сегодня многие говорят о кризисе образования. Одной из негативных тенденций современного образования является выхолащивание в нем гуманитарных в широком смысле слова, или классических, составляющих. Не следует думать, что научный потенциал молодёжи зависит в решающей степени от технических, зауженных научно-центрированных программ. Так, знаменитый физик М. Лауэ подчёркивает важность классического образования; в этой связи хотелось бы процитировать следующий отрывок: «Я сомневаюсь также в том, посвятил ли бы я себя целиком чистой науке, если бы не пришёл в тесное соприкосновение с греческой культурой и греческим языком, что возможно только в классической гимназии. Если оставить в стороне исключения, то именно у греков можно научиться подлинной радости чистого познания. Чтобы привлечь учащуюся молодёжь к науке, в т.ч. к естествознанию, шире, чем это было в последние десятилетия, я предлагаю: пошлите детей в гимназию, и пусть они там основательно занимаются древними языками»1.
|
|
Отметим также, что полноценно поддерживающая науку образовательная система должна быть ориентирована не только на сугубо исполнительскую деятельность, но также культивировать творчество в его различных формах. Ей необходимо вырабатывать у учащихся способность к самостоятельному познавательному поиску, интерес к выбранной области деятельности. Важными условиями подготовки потенциальных учёных являются ранний отбор талантов и их поддержка, раскрытие креативного потенциала, обеспечение свободы самореализации. Ярким примером подобной стратегии, зарекомендовавшей себя с лучшей стороны, является знаменитая система традиционных немецких университетов. Старый немецкий университет XIX — начала XX в. представлял собой место, где обитала высокая наука. Так, с благодарностью вспоминает годы своего научного становления в прославленном Геттингенском университете крупнейший математик Герман Вейль. Взращивание талантов
Лауэ М. История физики. М., 1956. С. 167-168.
и качество знаний, характерные для немецких университетов, обеспечили необыкновенную концентрацию научных достижений Германии, а также приток туда студентов со всей Европы.
7.5. Статус науки в обществе:
проблемы легитимации и свободы
Итак, в функционировании социального института науки преломляются множество факторов общественной жизни. Положение науки в обществе является сложным. С одной стороны, научное сообщество — относительно автономная социальная группа, попасть в которую невозможно без соответствующего отбора на основании образовательных и корпоративно-профессиональных критериев. С другой — деятельность учёных открыта для внешних социальных влияний и социального контроля.
Научное сообщество, осуществляя свои разработки, постоянно испытывает поддержку или противодействие со стороны широкого социального контекста. Ведь научные исследования в определённом смысле изменяют мир, наука не может построить жёсткие границы, изолирующие её от внешнего окружения. Например, как показывает Б. Лятур в своей работе «Микробы: война и мир» (1984), становление бактериологической программы Л. Пастера имело специфические социальные предпосылки; её успехи вызвали к жизни широкий общественный резонанс, выходивший далеко за пределы собственно научной значимости этой программы и свидетельствовавший о необозримой массе связей, скрепляющих науку и социум1.
Взаимоотношения и взаимопонимание науки и социума складываются неоднозначным образом. Если сами учёные считают своей главнейшей целью решение познавательных задач, возникающих в ходе самого же научного поиска, то общество рассматривает науку с внешней стороны, т.е. преимущественно те социальные следствия и эффекты, которые приносит рост научного знания. Обострённую реакцию общества вызывают, прежде всего, негативные следствия развития науки. Но, даже если не брать в расчёт крайние случаи общественного недовольства наукой (которое может быть вызвано тем или иным конкретным инцидентом), то учёным, которые находятся в поле пристального внимания общественности, журналистов, политиков, предпринимателей, всё равно постоянно приходится обосновывать свои притязания, утверждать проекты, убеждать в необходимости их финансирования, защищать само научное предприятие как таковое.
' Соколова Л.Ю. Историческая эпистемология во Франции. СПб., 1995. С. 121-124.
В § 6.3 при обсуждении темы этики науки говорилось, что учёному следует быть ответственным, признавать правоту претензий общества и понимать необходимость широкого общественного контроля за научной деятельностью. Но теперь мы коснёмся обратной стороны проблемы взаимоотношений науки и общества, той, что наука ведь тоже обладает внутренней правотой своих притязаний.
|
|
Проблема оправдания и обоснования правомерности каких-либо притязаний называется проблемой легитимации (от лат. legitimus — «законный, правомерный»). Проблема легитимации науки связана с зависимостью учёных от общества в целом. Как зависимая сторона наука должна постоянно оправдываться перед обществом и, более того, искать благосклонность тех социальных сил, в которых она заинтересована. Важное следствие социальной зависимости науки — это опасность потери наукой ее внутренней свободы. Проявлениями этой опасности являются соблазны коммерциализации, политизации, бюрократизации, идеологизации науки. И в этом случае учёным приходится оправдываться перед коллегами за своё отклонение от идеалов научного сообщества.
Между двумя крайностями — утратой легитимности и утратой внутренней свободы — и приходится балансировать современной науке.