Наука и сфера образования

Система образования — чрезвычайно важная сфера общественной жизни. Она является основой формирования личности, а общее состояние системы образования в стране является ярким показателем уровня со­циально-культурного развития страны. Положение дел в науке сущест­венно зависит от состояния базовой образовательной системы. Мировой опыт убеждает, что процессы научно-технической модернизации вызыва­ют к жизни необходимость непрерывно наращивать и совершенствовать систему образования — как формального, так и неформального. Можно достоверно утверждать, что в глобальном соперничестве государств завт­ра необратимо отстанет та страна, которая сегодня проиграет в образова­тельной сфере.

Во взаимодействии науки и образовательной сферы для развития науки чрезвычайно важным оказывается то обстоятельство, что через образование осуществляется массовая подготовка специалистов, в которых столь нужда­ется наука, — специалистов, владеющих современными знаниями и способ­ных дальше продвигать научное познание. Важно и то, что система образова­ния формирует в обществе исходный интеллектуальный запас, который


позволяет развивать науку и создаёт готовность общества к усвоению науч­ных достижений. Наука в свою очередь питает систему образования новыми знаниями — как образовательными технологиями, так и непосредственно предметными знаниями, входящими в содержание обучения. Известно, например, что лучшими педагогами в сфере высшего образования являются, как правило, те преподаватели, которые, помимо своей преподавательской деятельности, являются также продуктивно работающими учёными и поэто­му обладают и свежими знаниями, и креативными установками.

Сфера образования является весьма деликатной. Общеизвестны слож­ности, сопряжённые с проблемой разработок образовательных стратегий и программ. Сегодня многие говорят о кризисе образования. Одной из не­гативных тенденций современного образования является выхолащивание в нем гуманитарных в широком смысле слова, или классических, состав­ляющих. Не следует думать, что научный потенциал молодёжи зависит в решающей степени от технических, зауженных научно-центрирован­ных программ. Так, знаменитый физик М. Лауэ подчёркивает важность классического образования; в этой связи хотелось бы процитировать сле­дующий отрывок: «Я сомневаюсь также в том, посвятил ли бы я себя цели­ком чистой науке, если бы не пришёл в тесное соприкосновение с грече­ской культурой и греческим языком, что возможно только в классической гимназии. Если оставить в стороне исключения, то именно у греков можно научиться подлинной радости чистого познания. Чтобы привлечь учащую­ся молодёжь к науке, в т.ч. к естествознанию, шире, чем это было в последние десятилетия, я предлагаю: пошлите детей в гимназию, и пусть они там основательно занимаются древними языками»1.

Отметим также, что полноценно поддерживающая науку образова­тельная система должна быть ориентирована не только на сугубо испол­нительскую деятельность, но также культивировать творчество в его различных формах. Ей необходимо вырабатывать у учащихся способ­ность к самостоятельному познавательному поиску, интерес к выбранной области деятельности. Важными условиями подготовки потенциальных учёных являются ранний отбор талантов и их поддержка, раскрытие креа­тивного потенциала, обеспечение свободы самореализации. Ярким приме­ром подобной стратегии, зарекомендовавшей себя с лучшей стороны, является знаменитая система традиционных немецких университетов. Старый немецкий университет XIX — начала XX в. представлял собой место, где обитала высокая наука. Так, с благодарностью вспоминает годы своего научного становления в прославленном Геттингенском уни­верситете крупнейший математик Герман Вейль. Взращивание талантов

Лауэ М. История физики. М., 1956. С. 167-168.


и качество знаний, характерные для немецких университетов, обеспечили необыкновенную концентрацию научных достижений Германии, а также приток туда студентов со всей Европы.

7.5. Статус науки в обществе:

проблемы легитимации и свободы

Итак, в функционировании социального института науки преломляют­ся множество факторов общественной жизни. Положение науки в обществе является сложным. С одной стороны, научное сообщество — относительно автономная социальная группа, попасть в которую невозможно без соот­ветствующего отбора на основании образовательных и корпоративно-про­фессиональных критериев. С другой — деятельность учёных открыта для внешних социальных влияний и социального контроля.

Научное сообщество, осуществляя свои разработки, постоянно испыты­вает поддержку или противодействие со стороны широкого социального контекста. Ведь научные исследования в определённом смысле изменяют мир, наука не может построить жёсткие границы, изолирующие её от внеш­него окружения. Например, как показывает Б. Лятур в своей работе «Мик­робы: война и мир» (1984), становление бактериологической программы Л. Пастера имело специфические социальные предпосылки; её успехи вы­звали к жизни широкий общественный резонанс, выходивший далеко за пре­делы собственно научной значимости этой программы и свидетельствовавший о необозримой массе связей, скрепляющих науку и социум1.

Взаимоотношения и взаимопонимание науки и социума складываются неоднозначным образом. Если сами учёные считают своей главнейшей целью решение познавательных задач, возникающих в ходе самого же на­учного поиска, то общество рассматривает науку с внешней стороны, т.е. преимущественно те социальные следствия и эффекты, которые приносит рост научного знания. Обострённую реакцию общества вызывают, прежде всего, негативные следствия развития науки. Но, даже если не брать в рас­чёт крайние случаи общественного недовольства наукой (которое может быть вызвано тем или иным конкретным инцидентом), то учёным, кото­рые находятся в поле пристального внимания общественности, журна­листов, политиков, предпринимателей, всё равно постоянно приходится обосновывать свои притязания, утверждать проекты, убеждать в необхо­димости их финансирования, защищать само научное предприятие как таковое.

' Соколова Л.Ю. Историческая эпистемология во Франции. СПб., 1995. С. 121-124.


В § 6.3 при обсуждении темы этики науки говорилось, что учёному следует быть ответственным, признавать правоту претензий общества и понимать необходимость широкого общественного контроля за науч­ной деятельностью. Но теперь мы коснёмся обратной стороны проблемы взаимоотношений науки и общества, той, что наука ведь тоже обладает внутренней правотой своих притязаний.

Проблема оправдания и обоснования правомерности каких-либо притя­заний называется проблемой легитимации (от лат. legitimus — «законный, правомерный»). Проблема легитимации науки связана с зависимостью учёных от общества в целом. Как зависимая сторона наука должна постоян­но оправдываться перед обществом и, более того, искать благосклонность тех социальных сил, в которых она заинтересована. Важное следствие со­циальной зависимости науки — это опасность потери наукой ее внутрен­ней свободы. Проявлениями этой опасности являются соблазны коммерциа­лизации, политизации, бюрократизации, идеологизации науки. И в этом случае учёным приходится оправдываться перед коллегами за своё откло­нение от идеалов научного сообщества.

Между двумя крайностями — утратой легитимности и утратой внут­ренней свободы — и приходится балансировать современной науке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: