Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний о действительности.
Люди обычно не задумываются о действительности, в которой они живут. Для них она просто данный факт. Наука же требует осмысления этого факта, что оказывается не простым делом.
Особенный характер науки сформировался в процессе разделения труда и сочетает и объединяет индивидуальное и коллективное творчество.
Основные задачи науки — описание, объяснение и предсказание явлений действительности на основе открываемых ею законов.
В науке принято выделять 3 следующие составляющие:
· наука, как деятельность
· система научных знаний
· социальный институт
Вторая составляющая сегодня выглядит следующим образом: наука, как особая форма культуры. Оправдание такой переформулировки:
Ø выросло значение науки как элемента культуры
Ø научные знания являются наиважнейшей компонентой культуры
В научной деятельности принято выделять субъект, объект и саму активность, выражающуюся в способах овладения субъектом объекта познания.
Субъектом научной деятельности являются не только ученые одиночки, но и группы ученых, научные сообщества, даже общество в целом.
Научная деятельность – это не только чисто интеллектуальные действия в рамках чистой мысли, но и умение работать руками в цепочке ученый – научные приборы и интсрументы.
Наука – это когнитивная (мыслительная) познавательная деятельность, она предполагает целенаправленную, познавательную, процессуальную и структурированную активность.
Наука ставит конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности (объект в исходном состоянии) в соответствующие продукты (объект в конечном состоянии). Поэтому основная задача науки - выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты. Наука ориентирована на предметное объективное исследование действительности. Процесс научного познания обусловлен не только особенностями изучаемого объекта, но и многочисленными факторами социокультурного характера. Субъективную структуру деятельности наука тоже изучает, но как особый объект.
Наука имеет систему отличительных признаков научного познания от обыденного:
1) установка на исследования законов преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и объективность научных знаний;
2) выход науки за рамки обыденного опыта и изучение его объектов независимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения.
Выделяют два уровня научного познания: эмпирический уровень и теоретический уровень. Главной задачей эмпирического уровня является описание предметов и явлений, а основной формой полученного знания – факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а полученное знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.
Важнейшими способами обоснования полученного эмпирического знания является:
- многократные проверки наблюдениями и экспериментами,
- обращение к первоисточникам, статистическим данным, которые осуществляются учеными независимо друг от друга.
Постоянное стремление обосновать научное знание, открытость его для компетентной критики делает науку образцом рациональности.
Три основные модели изображения процессов научного познания: Эмпиризм, Теоретизм, Позитивизм.
Эмпиризм (греч. empeiria - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте.
Теоретизм – противоположная эмпиризму концепция в теории научного познания, состоящая в завышении, а в пределе – в абсолютизации роли и ценности теоретического знания. Всякое научное знание (в том числе полученное из опыта) рассматривается как теория в той или иной ее форме.
Позитивизм полагал, что в бытии можно увидеть те связи и закономерности, которые могут быть выявлены лишь наукой и выражены в системе языка посредством знаково-символических средств с использованием формализации знания. Основатель школы «позитивизма» – Огюст Конт (1798-1857) известнейший французский философ.
Знание – кодифицированная и благодаря этому идентифицируемая информация любого рода. Науку как специфический тип знания исследуют логика и методология науки.
Главной, определяющей научную деятельность целью является получение знаний о реальности. Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности - и в обыденной жизни и в политике, и в экономике, и в искусстве, и в инженерном деле. Но здесь получение знаний не является главной целью.
Продуктом научной деятельности являются, прежде всего, знания. Но поскольку знания приобретаются не только в науке, они бывают научные и ненаучные. Существует совокупность критериев научности, используя которые профессионалы легко отличают научную работу от ненаучной. Элементами научного знания являются факты, закономерности, теории, научные картины мира. Ненаучное знание – это обыденное знание, искусство, религия, философия (в значительной своей части), интуитивно-мистический опыт, экзистенциальные переживания и т.д.
Для получения научных знаний необходима разработка различных методов наблюдения и экспериментирования. Многочисленные экспериментальные установки, методики измерения, сбора, обработки, хранения и передачи информации оказываются широко применимыми не только в самой науке, но и за ее пределами, и прежде всего в производстве. К продуктам науки следует отнести и научный стиль рациональности. И наконец, наука представляет собой источник нравственных ценностей.
Соблюдение этих свойств должно гарантировать объективную истинность научного знания, поэтому часто «научное знание» отождествляют с «объективно-истинным знанием».
Наука – социальный институт, организация со специфическим разделением труда, специализацией, наличием средств регулирования и контроля. Сегодня наука представляет собой сложную мощную систему научных учреждений (образовательных, академических, прикладных), а также научных отраслей, объединяющих 5-ти миллионную армию международного научного сообщества.
Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент.
Наука как социальный институт включает в себя:
n совокупность знаний и их носителей;
n специфические познавательные цели и задачи;
n определенные функции;
n специфические средства познания и учреждения;
n формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений;
n определенные санкции.
Первой формой институциональной организации науки явились университеты (12 век), но там господствовали религиозные парадигмы мировоззрения и только в 16 в. в университеты проникает светское влияние.
Современная система высшего образования сохранила многие черты устройства и порядка аттестации университетов позднего средневековья.
Другой распространенной формой научного сообщества являются научные институты.
Научное сообщество (это понятие ввел Майкл Полани) может выступать как:
n сообщество всех ученых;
n национальное научное сообщество;
n сообщество специалистов той или иной области знания;
n группа исследователей, изучающих определенную научную проблему.
Современное научное сообщество – это не единая, а «гранулированная среда», где научное знание происходит внутри «гранулы» - научной группы, которая по итогам своей работы самоидентифицируется и утверждается в научном сообществе.
Научные коллективы на междисциплинарной основе обеспечивают новые открытия на стыке различных областей знания.
Междисциплинарный научный коллектив внутри подразделяется на проблемные группы и может включать ученых с различными теоретическими убеждениями и интересами, что невозможно для научной школы.
Наука как социальный институт и особая сфера культуры
n Как социокультурный феномен наука зависит от многообразных действующих в обществе сил и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь.
n Наука – это часть социальной памяти; она вплетена во все сферы человеческих отношений, прежде всего в базисные, и претендует на роль единственного устойчивого и «подлинного» фундамента культуры в целом.
n Культурная сущность науки влечет за собой этическую и ценностную наполненность.
n В классическом варианте наука:
обращена к объективной природной и социальной реальности;
каждое открытие связано с конкретным ученым;
будучи включена в социальный процесс, отвечает на идеологические запросы общества;
используется как инструмент политики.
Официальная наука вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества и предоставлять интеллектуальные аргументы для поддержания государственных приоритетов.
n Большее идеологическое давление испытывают общественные (гуманитарные) науки; меньше всего – естественные. Технические науки во многом ограничены прикладными целями и востребованностью со стороны производства.
n Наука стремится быть антиидеологичной, но не может освободиться от влияния общества.(Давление общества на науку заключается и в том, что она вынуждена выполнять «социальный заказ», а ученый несет ответственность за последствия применения технологических разработок.)
Наука
o Стремление к точному и адекватному отражению реальности;
o Терпимость (иногда) к конкурирующим теориям (постмодернизм);
o Не останавливается на достигнутом;
o Фальсифицируемость.
Универсальные нормы, необходимые для научного сотрудника:
объективность;
бескорыстность;
стремление к постижению истины;
эмоциональная бесстрастность;
предоставление аргументированной
информации;
исключение плагиата;
корректность цитирования.
По мнению американского ученого Мертона, основные социальные роли современного ученого – это:
ученый – исследователь; учитель; администратор; эксперт.