Гигиенические требования к школьным помещениям

Классы являются основными помещениями любого школьного здания; в дополнение к ним благоустроенное школьное здание содержит ряд других помещений, являющихся неотъемлемой его частью.

Перечень помещений, входящих в состав школьного здания, называется набором помещений. Он входит в программное задание, по которому архитекторы проектируют здания школ. Им же следует руководствоваться при распределении помещений школы (того или другого типа) в предоставленном ей здании.

По своему назначению помещения школы распределяются следующим образом:

1. Учебные помещения: классы, учебные лаборатории биологии, физики, химии, зал физкультуры.

2. Вспомогательные помещения: актовый зал, библиотека-читальня, подсобные лаборантские, пионерская комната, вестибюль и раздевальные, коридоры и рекреационные залы.

3. Служебные помещения: кабинет директора школы, комната заведующего учебной частью, учительская, канцелярия, комната технических служащих.

4. Санитарно-гигиенические помещения: столовая-буфет, кабинет врача, уборные, умывальные, душевые при физкультурном зале.

Состав помещений, входящих в минимальный набор для школы, зависит от типа школы и числа классов в ней. В зданиях школ на 40 и 80 учащихся устройство отдельного физкультурного зала невозможно; наоборот, благоустроенную среднюю школу нельзя себе представить без зала для физкультуры и спорта. Это же относится к другим помещениям.

Здания детских домов, школьных интернатов и школ имеют сверх этих помещений спальные помещения, комнаты для хранения одежды, белья и другие помещения, необходимые для организации жизни детей и подростков.

В зданиях суворовских и нахимовских училищ предусматриваются помещения для военных занятий и учебно-воспитательных мероприятий - в связи со специальными задачами и программами этих общеобразовательных средних школ особого типа (военный кабинет, класс фехтования и бокса, бассейн, манеж и др.). Значительно отличается от общеобразовательных школ набор помещений для ремесленных училищ, в которых имеются помещения учебно-производственных мастерских.

В отношении каждого из помещений требуется своя определённая норма площади на 1 ученика. Так, например, размеры классных комнат должны быть такими, чтобы каждый ученик имел достаточно места для занятий и не мешал соседу, чтобы учащийся мог свободно проходить к столу учителя и доске, а учитель к месту занятий каждого ученика. В передней части класса должно быть свободное пространство для организации занятий у школьной доски, а также для стола учителя.

Объём классного помещения (наряду с вентиляционными установками) должен обеспечивать доброкачественность воздуха в отношении его состава и температуры.

Путём точного размещения соответствующей мебели и подсчётов необходимого объёма воздуха установлено, что площадь пола класса, приходящаяся на 1 ученика, должна быть 1,25-1,5 м2 и во всяком случае не ниже 1,0 м2. Обычно число учащихся устанавливают не более 30, а площадь класса в 50 кв. м.

Помещения учебных кабинетов-лабораторий для того же числа учащихся делаются обширнее, так как лабораторные работы требуют большего места для занятий каждого ученика; проходы между столами делаются шире - из расчёта переходов по ним учащихся с приборами в руках. Демонстрационный стол и пространство около него должны обеспечивать простор для постановки учебных демонстраций и опытов. Ha l ученика в учебных лабораториях требуется 1,75-2 кв. м. при общей площади в 65-70 кв. м. Ещё большая площадь на 1 ученика необходима для физкультурного зала - 4 кв. м.

Высота помещений в школе определяется в первую очередь гигиеническими требованиями; от высоты и объёма помещения в значительной степени зависит достаточность количества воздуха в нём на 1 ученика. Излишняя высота помещения обусловливает ненужные расходы при постройке и эксплуатации. Высота учебных помещений должна быть 3,5-4 м.

Для предупреждения перегревания учебных помещений в школах, строящихся в южных местностях, предусматривается высота комнат в 4 м.

Физкультурный зал требует большей высоты ввиду значительной подвижности детей и специальных занятий (на шведской стенке, с мячом и т. д). Он делается высотой в 4,5-5 м.

Применяя указанные выше данные к набору помещений школ разного типа, получают площадь и кубатуру зданий [2].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: