СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ.
(продолжительность занятия – 3 часа)
СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.
МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ. В последнее время число хронических заболеваний легких возрастает, и в первую очередь повышается заболеваемость бронхитом (до 1,5% от всех заболеваний), а бронхиальной астмой страдает более 1% населения. Средства, влияющие на функции органов дыхания, используются для фармакотерапии указанных заболеваний, а также с целью стимуляции дыхательного центра при асфиксиях. Фармакотерапия отека легких осуществляется путем применения средств различных фармакологических групп, влияющих на патогенетические механизмы развития этого патологического состояния. Провизор должен знать фармакологическую характеристику средств, влияющих на органы дыхания, показания к применению, особенности действия отдельных препаратов. Провизор должен уметь исследовать рецепты на препараты данных групп и при необходимости вносить соответствующие коррективы.
|
|
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ. Для усвоения материала темы необходимо знать: из курса патологии — понятие о бронхиальной астме и отеке легких; из предыдущих занятий по фармакологии —фармакологическую характеристику М-холиноблокаторов, адреномиметиков, Н-холиномиметиков, ганглиоблокаторов, наркотических анальгетиков, аналептиков, нейролептиков, спирта этилового, противокашлевых и отхаркивающих средств, глюкокортикостероидов.
ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ: Адреналина гидрохлорид, изадрин, орципреналин, сальбутамол, кленбутерол, формотерол, сальметерол, эфедрина гидрохлорид, беродуал, атропина сульфат, метацин, ипратропиума бромид, кодеин, кодеина фосфат, глауцина гидрохлорид, тусупрекс, либексин, мукалтин, калия йодид, натрия гидрокарбонат, терпингидрат, настой травы термопсиса, настой корня алтея, трипсин кристаллический, ацетилцистеин, амброксол, бромгексин, бемегрид, лобелина гидрохлорид, этимизол, кордиамин, кофеин, бутамирата цитрат, антифомсилан, эуфиллин, фуросемид, строфантин, коргликон, маннит, кромолин-натрий, кетотифен, димедрол, преднизолон, беклометазона дипропи-онат.
ЦЕЛЬ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
1. Уяснить и запомнить:
-классификацию средств, влияющих на функции органов дыхания;
-классификацию стимуляторов дыхания по механизму действия;
-показания к применению стимуляторов дыхания;
-классификацию противокашлевых средств по механизму действия;
-фармакологическую характеристику наркотических и ненаркотических противокашлевых средств, показания к применению;
|
|
-классификацию отхаркивающих средств;
-механизм действия отхаркивающих средств, показания к применению;
-классификацию бронхолитических средств (адреномиметики, М-холиноблокаторы, миолитики, угнетающие высвобождение гистамина из тучных клеток, глюкокортикостероиды), механизм их лечебного действия;
-основные принципы фармакотерапии отека легких.
2. Уметь выписать в рецептах: кофеин-бензоат натрия, кордиамин, либексин, настой травы термопсиса, бромгексин, изадрин, адреналина гидрохлорид, эфедрина гидрохлорид, атропина сульфат, бутамирата цитрат, эуфиллин, сальбутамол, кетотифен, беклометазона дипропионат, преднизолон, этимизол, кодеина фосфат, бемегрид.
3. Уметь исследовать рецепты на препараты данной темы.
ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ
Аляутдин Р.Н. Фармакология. —М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.
Лекционный материал.