доцент веип

Рациональный и иррациональный дискурсы

Лаврова О.В., КАНД. ПСИХОЛ. НАУК,

доцент веип

По данным Зейга, первые попытки интеграции в психотерапевтической науке были отмечены в 1932 – 34 гг.. Речь идет о связи процессов вытеснения (Т.М. Френч) и эффективности психотерапии (Л.С. Кути) с процессами возбуждения – торможения и формирования условных рефлексов. В данном случае можно говорить об интеграции частного медицинского знания с общебиологическим. Это далеко не единственный пример интеграции подобного вида. К такому же виду интеграции научного знания можно отнести психоаналитическое учение З. Фрейда, опирающееся в своей основе на идеи Шеллинга, Шопенгауэра, Каруса, Гартмана, Ницше и других философов, размышлявших о бессознательном и сверх-сознательном. Аналитическая психология К. Юнга так же уходит своими корнями в философскую систему Платона, опираясь на идеи Канта, Гераклита, и на общекультурные мифологические источники. А экзистенциальная психотерапия И. Ялома и экзистенциальный психоанализ Л. Бинсвангера целиком базируются на философии М. Хайдеггера, основателя фундаментальной онтологии.

В настоящее время существуют многочисленные варианты реализации интегративного подхода в психотерапии. Наиболее известными среди них являются: интегративная психотерапия H. Petzold, реконструктивная психотерапия Б.Д.Карвасарского с соавт., интегративно-психодинамическая, когнитивно-бихевиоральная психотерапия, трилогический психоанализ.

Основным отличием существующих интегративных моделей психотерапии является то, что в их психотерапевтическом фокусе находится более чем один план объективной реальности. При этом предмет интегративной психотерапии состоит с ее объектом в более простых и ясных эквивалентных отношениях, чем, например, предмет эклектической модели, который содержит множество разрозненных фокусов объекта, смысл которых сложен и противоречив. Используя основные идеи частных методологий ХХ века (трансцендентной онтологии М.Хайдеггера, феноменологии Э.Гуссерля, герменевтики Г.Гадамера), можно сформулировать исходные допущения концептуальной модели интегративной психотерапии, выходящие за традиционные пределы клинической дихотомии “здоровье-болезнь”, а также за пределы “адаптивности-дезадаптивности” поведения субъекта. В центре ценностной структуры концептуальной модели - свобода выбора субъектом своей жизни такой, какой он ее хочет создать, создает и ответственно принимает той, какой она создается в результате.

Методологические допущения интегративной психотерапии:

1. Объектом интегративной психотерапии можно считать психическую реальность, являющую себя в бытии субъекта. Сущность психической реальности состоит в присутствии субъекта (психическая реальность - категория, бытие субъекта – феномен, присутствие - ноумен). Объектом интегративной психотерапии в реальных психотерапевтических отношениях является наличествующее бытие субъектов (в мире, с собой, с другим). Объекты всегда конкретны и даны непосредственно.

2. Присутствие – наличное экзистенциально-волевое “Кто-бытие” субъекта, воплощающееся в основных онтологических актах: нужды, переживания, усилия и поиска смысла.

3. Анализ психической реальности в процессе психотерапии предполагает разотождествление онтического (собственно сущего), онтологического (постигаемой актуально сущности) и гносеологического (текстов о сущем). Четвертым и центральным элементом в данной триаде является сознающий себя субъектом субъект – ментальная протоформа порядка, - который обладает помимо умопостигаемых свойств иррациональными и нерефлексируемыми свойствами (бессознательного).

4. Телесность субъекта так же имеет онтический элемент (тело), онтологический (телесное “Я”) и гносеологический (концепт тела). Четвертым элементом в данной триаде является “интернальное тело” – архетипическая ментальная протоформа порядка.

5. Бессознательное онтически дано субъекту в иррациональных переживаниях, онтологически – в образах внутренней реальности (отражающих непосредственное “здесь-и-сейчас” бытие и его связь с “там-и-тогда” бытием), гносеологически - в индивидуальном мифотворчестве. Четвертым элементом данной триады является Самость субъекта – архетипическая ментальная протоформа порядка.

6. Предметом интегративной психотерапии является сущность бытия субъекта, формально воплощенная в текстах о сущем (в выспрашиваемом в них смыслом сущего). Осмысление сущности бытия конкретного субъекта - цель предметного поиска интегративной психотерапии. Смысл индивидуально-экзистенциального бытия субъекта согласует бытие на разумно-волевом, чувственно-телесном уровнях и уровне жизнедеятельности, в которых проявляется целостное и осознанное отношение субъекта к себе и к миру (в близких и дистантных отношениях).

7. Процесс психотерапии представляет собой особую нарративную форму бытия, языковую игру, гипер-реальность, в которой моделируются основные элементы бытия субъекта и элементы осмысления этого бытия, обладающие уникальными характеристиками жизни данного субъекта.

8. Методами интегративной психотерапиии являются идеи и их прямые нарративные воплощения в психотерапевтическом взаимодействии. Формально психотерапевтические методы подразделяются на индивидуальные и групповые, однако, их идейное содержание при этом сведено к единому предмету. В целом в интегративной психотерапии могут быть использованы любые психотерапевтические методы, согласующиеся с базовыми методологическими допущениями конкретного концептуального подхода.

Из вышесказанного со всей очевидностью следует, что определение психической реальности занимает в психотерапии центральное место. Можно утверждать, что только в тех психотерапевтических теориях и концепциях содержится теоретико-методологическая позиция, в которых определяется психическая реальность.

В интеграции эмпирического и теоретического знания интегративной психотерапии можно выделить несколько этапов, протекающих симультанно:

1. Тестирование реальности: выявление предмета, субъектов, объектов и их эмпирических характеристик (феноменальный уровень).

2. Индуктивные обобщения эмпирических фактов (эмпирическое знание).

3. Предвосхищение и выбор соответствующих идеальных (общих) объектов, субъектов и сущностей (ноуменальный уровень).

4. Дедуктивный анализ эмпирической реальности (теоретическое знание).

5. Сопоставление данных индуктивного и дедуктивного анализа (онтологический анализ).

6. Разотождествление текстов и реальности (онтологический анализ).

7. Выявление субъективных искажений (онтологический анализ).

8. Тестирование реальностью: собственно бытие собой в мире (онтологический синтез феноменального и ноуменального).

В предмете интегративной психотерапии можно выделить три области в постижении психической реальности и изложении идей о ней, в которых становится видима множественность проявлений некой единой психической сущности в качествах присутствия субъекта:

· Инфантильное присутствие – присутствие “вместо себя” (отсутствие “Я” или присутствие ложного “Я”).

· Зрелое присутствие – присутствие “опыта себя” (эмпирическое “Я”). Автором его является зрелое Эго, которое формируется в отношениях с близким и дальним социальным окружением.

· Присутствие Самости – присутствие себя (возможное “Я”). Автором его является сам субъект, живущий сознательными усилиями постижения и воплощения себя, постижения мира и поиска удовлетворительных отношений с ним.

Объектом интегративной психотерапии является целостное бытие субъекта (точнее, стремящееся к целостности), которое становится доступным для анализа на феноменальном уровне:

В сущностных проявлениях (ноуменальный уровень) объект интегративной психотерапии предметно представлен с интра- и экстрапсихической сторон, взаимодействующих друг с другом и проявляющихся феноменально.

В целом предметная область объекта интегративной психотерапии будет всякий раз симультанно относиться:

· к реальности (бытие) и к тексту (мыслимое);

· к интра- и к экстрапсихическому измерению бытия субъекта (тексты и бытие);

· к области сознательных и бессознательных явлений, соответствующих друг другу (тексты и бытие);

· к телесному и к ментальному (тексты и бытие);

· к “Я” и к “Миру” (тексты и бытие);

· к оценке и к безоценочному принятию (тексты и бытие);

· к близким и к дистантным отношениям (тексты т бытие);

· к типичному и к индивидуальному (тексты и бытие) и т.д.

Субъектами интегративной психотерапии являются реальные участники психотерапевтического процесса. На первый взгляд кажется, что их двое. На самом деле даже в индивидуальной работе их всегда больше двух. Вот так выглядит самая примитивная схема участников обычного психотерапевтического диалога:

· сами субъекты взаимодействия:

· их представления друг о друге;

· их представления о себе;

· их представления об идеальных психотерапевтах и клиентах;

· их представления о своем возможном “Я”;

· их родители и близкие;

· гении психотерапии;

· просто гении.

Для понимания Другого (клиента) психотерапевт использует профессиональные смыслы, т.к. по определению он обязан “знать” то, чего не знает сам клиент. Понимание Другого для психотерапевта представляет собой рефлексивный акт наделения (своим субъективным) смыслом некоторую мыслимую часть своего сознания, которую он сам именует “Другой” (клиент). Любой акт наделения смыслом становится реальностью только внутри некоего индивидуального сознания: у меня есть смысл, которым я могу наделить то-то и того-то. А какие есть для этого смыслы? “Вообще-смыслы”, которые дают линейную картинку реальности, не совпадающую с ней, и онтологические, а значит уникальные смыслы, над которыми необходимо долго трудится, чтобы совпасть с мерцанием бытия в мире и постичь само это совпадение. И это далеко не все, что происходит. Что-то еще нерефлексивное происходит между “Я” и “Другим” - переживание, взаимодействие двух бессознательных сфер встреча и т.д. Важно другое - на этом до-рефлексивном уровне тоже возможно понимание.

В профессиональном самосознании психотерапевта симультанно сосуществуют два качества: 1) осознание себя собой и своего нарратива как собственного (субъектный, самостный уровень профессионального самосознания); 2) осознание себя исполнителем “классического” психоанализа, гештальт-терапии и т.д., а своего нарратива - “классическим” исполнением всех канонов данного профессионального направления (объектный, парадигмальный уровень профессионального самосознания).

Онтологическая структура нарратива воплощает в себе как уникальное (субъекта, его “здесь-и-сейчас-бытие”), так и типическое (смыслы “вообще-бытия”). Как текст, психотерапевтический нарратив несет на себе отпечаток истории жизни, осмысленной его автором. Входя в историю жизни клиента на правах соавтора, психотерапевт несет величайшую ответственность за то, что он в ней изменяет. Входя со своей историей, он неизбежно влияет на нарратив клиента, равно как и нарратив клиента оказывает влияние на самостные и парадигмальные смыслы психотерапевта. Важно, что у каждого участника нарративного процесса есть право понимать это и совершать личный выбор. Уникальный результат – созидание собственных онтологических текстов и приведение в движение своего бытия (статика – только внутри текста) – достигается самим Автором -клиентом. В этом психотерапевт следует за ним. И если все-таки существует психотерапевтический эффект у данной загадочной и неопределенной профессиональной деятельности, то он скорее всего заключается в том, что тот, кто был клиентом перестает нуждаться в ком-то, кроме себя самого, кто бы выполнял по отношению к нему функцию психотерапевта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: