Задачи образования

Общества и страны в разное время ставят и решают разные задачи. Выбор задачи для образовании адекватен конкретному уровню развития данного общества: уровню потребности в том или ином образовательном результате, его социальной востребованности, реализуемости, ресурсообеспеченности. Положение России в мире как Евроазиатской, индустриально развитой страны на этапе трансформации социальных ориентиров определяет стратегические цели страны в области образования следующим образом: развитие определяющего начального и общего образования с последующим профессиональным образованием для обеспечения промышленности и сельского хозяйства функционально грамотными, творческими специалистами с переходом к более высокой ступени непрерывного образования.

Современное образование решает целый комплекс задач, среди которых как наиболее социально важные могут быть перечислены следующие:

v формирование мировоззренческих установок учащихся;

v просвещение учащихся, т.е. ознакомление с общими научными представлениями о природе, человеке, обществе, а также с основными направлениями и особенностями пространственной, деятельностной, культурной, ментальной структуры человека;

v социализация личности, т.е. вовлечение её в процессы общественного разделения труда через освоение индивидом знаний и умений в том или ином профессиональном сегменте этого разделения, а также введение в принятые в данном обществе образ жизни и принципы социального взаимодействия между людьми;

v инкультурация личности, т.е. введение её в систему ценностно–смысловых ориентиров и оценочных критериев, в нормативно–регулятивные установления общественного бытия, систему языков и технологий социальной коммуникации и основные параметры исторического социального опыта коллективной жизнедеятельности человечества в целом и данного общества в частности. Именно это является целью образования в самом общем виде.

v Переводя всё вышесказанное на обыденный язык, можно сказать, что, если социализация личности сводится преимущественно к освоению человеком профессии – системы принципов и технологий той или иной деятельности ради создания общественно значимого продукта и обретения в награду желаемых социальных благ, то инкультурация личности – это освоение человеком исторически выработанных правил, в пределах которых допускается обретение этих самых социальных благ, взаимодействие с другими людьми, получение и распространение информации и знаний, оценка и интерпретация различных явлений и т.п.

В конечном счёте – это и есть культура как совокупность норм и правил, регулирующих любые формы жизнедеятельности людей, выстраивающихценностно–смысловые иерархии результатов этой деятельности, поддерживающих функционирование коммуникационных каналов и символических языков, с помощью которых осуществляется такого рода регуляция. Культура – это установка сознания людей на то, что их интересы и потребности должны удовлетворяться не любыми способами, сколь бы они ни были утилитарно эффективны, а только приемлемыми для природы, общества и человека по своим последствиям и цене. С позиции культуры цель никогда не оправдывает средства. Отсюда особая роль культуры как исторически накопленного банка социально приемлемых средств удовлетворения человеческих интересов и потребностей, а так же гармонизации связей людей с миром.

Но социальный опыт предков, к сожалению, не наследуется людьми генетически. Каждого человека нужно индивидуально приобщить к этому опыту, к "банку" культурных образцов и установлений. Эти задачи решаются в процессах воспитания и практического социального взаимодействия, вводящих человека в реалии культурного нормирования жизни; искусством, моралью и религией, задающими эталонные образцы нормативного или антинормативногосознания и поведения; общественным мнением, одобряющим или порицающим те или иные действия человека; государством, награждающим или применяющим насильственные санкции в зависимости от степени нормативности поступков человека и т.п. Но главным "воспитателем", как представляется, остаётся всё-таки образование, ибо оно призвано осуществлять такого рода инкультурацию личности наиболее системно, комплексно и продуктивно, по специально разработанному плану решения этой задачи.

Задачей ноосферного образования является обеспечение права человека на экономичное и инструментальное творческое мышление.

Его экономичность достигается за счет использования 5 каналов человеческого восприятия, интенсификации творческого мышления и целостного взгляда на изучаемые явления, отказ от системы “лоскутного одеяла” – разрозненных правил. Обращение к личному опыту ученика и естественным биоритмам человеческого организма дает сокращение времени изучения любого предмета в 3-6 раз, высвобождает ресурсы здоровья учащегося, приводит к экономии материальных и финансовых затрат и дает возможность во столько же раз повысить эффективность приобретения знаний и умений.

Ноосферное образование столь многогранно, что может быть охарактеризовано с разных точек зрения:

v Экологичное, здоровое, непатологичное, естественное - т.к. базируется на природных каналах и процессах приема-передачи-осознания информации и ставит цели естественные для человека.

v Биосферное, т.к. не ставит целью подчинение природы человеком (антропоцентризм), ориентируя на соразвитие природы, человека, космоса.

v Научное, т.к. базируется на современных достижениях естественных, гуманитарных наук и гуманитарных практик.

v Системное, т.к. рассматривает подсистему “Человек - Общество” в системах “Природа” и “Космос” и пользуется набором системных возможностей широкого круга научно-практических направлений.

v Креативное,т.к. реализует творческие возможности преподавателей и учеников.

v Виртуальное, т.к. использует формы и методы познания имплицитно (внутренне) присущие любому человеку, естественно происходящие в форме движения трехмерных голографических мыслеобразов.

v Биоритмическое (релаксационно-активное) по форме организации занятий (чередование отдыха и активности).

v Гармоничное, т.к. обеспечивает радость познания, самореализацию по всем уровням развития человека (физический, творческий, межличностный, социальный принципиальный, универсальный уровни).

v Гуманное по целям, методам, средствам.

v Инструментальное, т.к. дает человеку инструмент мышления и дальнейшего самостоятельного познания без созависимости с преподавателем.

v Экономичное, т.к. в 3-6 раз сокращает время, финансовые, социальные, материально-технические и другие затраты.

v Опережающее, т.к. готовит людей владеющих опережающим целостным мышлением.

v Инновационное по базовым и вспомогательным компонентам, научно-теоретическим и методическим параметрам.

v Прогрессивное, т.к. существенно продвигает человека в знаниях собственной природы и постепенно “отводит” от экологического кризиса.

v Оптимальное, т.к. исключает необязательные шаги в процессе познания.

Главное противоречие современной системы образования – провозглашение высоких гуманных целей и невозможность эффективно действовать в направлении движения к цели - в значительной степени объясняется неясностью принципиальных установок образования.

Необходимым и достаточным принципом образования периода перехода к ноосфере является его природосообразность или биоадекватность. Этот новый для образования принцип можно пояснить через сумму более привычных нам принципов. Перечислим их.

1. Принцип экологизации образования означает обращение к естественным, присущим человеку от природы, способам, методам и каналам восприятия информации без усиленной эксплуатации дискурсивно–логического левополушарного мышления.

2. Принцип системности образования означает построение педагогической деятельности, исходя из общесистемных научных теорий развития систем природы, общества, мышления. Имеется ввиду функциональная системность, а не ее теоретическая модель.

3. Принцип гармонизации образования означает использование технологий и методик целостного восприятия мира и мышления, погружающих учащихся в гармонию мира уже в ходе занятий.

4. Принцип гуманизации означает переход от технократической модели образования к модели социокультурной, открывающей возможности для широкой гуманитарной подготовки учащегося. Гуманизация сама по себе не предохраняет личность от маргинализации,[1] но является надёжным "мостом" при переходе к целостности образования.

5. Принцип инструментальности образования означает возможность применения знаний, умений, навыков во всех сферах жизни человека: личной, межличностной, социальной, универсальной. Последняя из сфер жизни означает

 
 


Схема 6

не отчуждённость образования от природы и общества, а условие его бытия в природе–обществе. Это принцип включённости во всеобщность.

6. Принцип личностно–ориентированного образования, означающий свободу выбора форм, направлений, средств образования.

7. Принцип опережающего (по сравнению с другими отраслями) развития образовательной отрасли, означает ориентацию на новейшие достижения науки и психолого-педагогической практики.

8. Принцип простоты познания, являясь специфическим человеческим способом обеспечения жизни, лежит в основе принципа простоты образования.

9. Принцип экономичности образования означает построение и проведение технологий и методик преподавания, не превышающих необходимых социальных

затрат и при этом ведущих к экономии времени, сил, средств, финансов.

10. Принцип Потенциальной Интеллектуальной Безопасности.

Принцип Потенциальной Интеллектуальной Безопасности – не просто новый принцип педагогики. Это впервые предлагаемый принцип, происходящий из недр целостного, здорового человеческого сознания. (Мы уже употребляли в связи с целостным сознанием термин экологичное сознание).

Потенциальная Интеллектуальная Безопасность основана на общесистемных принципах, важнейшие из которых в данном случае:

v природосообразность;

v самоорганизация информации;

v инвариантность.

Работа с природными символами и образами потенциально безопасна. Вспомним, что учился человек слушать природу и свое окружение, именно выбирая для себя природные образцы. Первые экологические представления человека выражены в явлении тотема. В качестве тотема выбирали вид, стоящий на вершине экологической пирамиды экосистемы региона. Связь, охрана, подражание тотему человеком давали чувство подключённости и единения соВселенной, с окружающим человека миром. Все органы чувств подключал человек, когда учился у тотема.

Понимая культуру как вторую природу или символическую вселенную (Лотман), мы вводим ее базовое понятие – символ – в образование на осознанном (в отличие от неосознанного) уровне, именно как символ, а не как пример (иллюстрация сказанного учителем). Мы предлагаем перемену мест слагаемых. От этого акта многое меняется, ибо восприятие информации – не математика, где от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Восприятие – сложный психофизический процесс.

Мы предлагаем символу занять лидирующее место в образовательном процессе. Мы предлагаем культурные образцы и природосообразные символы для воплощения индивидуальной ментальности.

При этом учащимся предлагается трактовать первыми, а не после учителя, и тем самым на первое место выходит формирование “участного мышления” как индивидуального переживания знания (М.М.Бахтин). Провоцируя генезис переживания знания, мы культивируем мысль на основе природных и культурных (“вторая природа”) образцов. В этом сущность принципа Потенциальной Интеллектуальной Безопасности. Это – естественная безопасность от перегрузок, чужеродной и ненужной индивиду информации, от давления педагогов и авторитетов, безопасность от неправильных ходов и путей, от попадания в крайности болезненных увлечений и сектантства. Итак, природные символы в процессе образования – это первый гарант естественной безопасности мышления. Второй компонент безопасности - это высший потенциал личности. Последнее мы понимаем как совокупность высших духовных, интеллектуальных, физиологических возможностей человека. Предлагаемая методика воспитательной и образовательной деятельности в широком смысле нацелена на раскрытие высшего “Я” личности.

Вспомните, кем Вы мечтали стать когда-то в детстве. Восстановите Ваш образ, который представлялся Вам тогда желанным. Вспомните чувства, наполнявшие Ваше сердце и душу, когда вы хотели стать именно таким. Восстановите мощное позитивное желание двигаться быстрее, эффективнее к желанной цели. Вероятно, Вы достигли уже очень многого в направлении желанной цели. Но посмотрим на детскую мечту с точки зрения принциповноосферного образования. Есть ли в перечисленных 10 принципах хоть один, который не подходил бы для характеристики мечты ребенка? В любой мечте человек личностно-ориентирован, опережает время, просто и экономично, гуманно и гармонично, системно и экологично на основе своих потенциальных (непроявленных) пока духовных, интеллектуальных и физических возможностей строит модели своих потребностей и возможностей. Сама мечта как модель будущего является важнейшим инструментом, генератором энергии ее достижения. Безусловно, мечты меняются, - модели усложняются. Однако проектное мышление[2] – генеральный код решения жизнедеятельностных задач. Знание этого кода и осознанное использование его в воспитании и образовании мы и называем природосообразностью или биоадекватностью образования на этапе ноосферного перехода.


[1] Маргинальная личность – личность, лишённая возможности самореализации в определённый период личностного или социального развития.

[2] Ю.В. Громыко. Проектное сознание. М., 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: