Понятия и определения

Образование – индивидуальный либо коллективный процесс созидания ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА; формирование субъектом образования ОБРАЗА САМОГО СЕБЯ (самоидентификация) посредством индивидуального усвоения и переработки знаний, умений и навыков, выработанных человечеством о природе–обществе–человеке.

Знание – это информационно–образное отражение в сознании индивида закономерных, воспроизводимых связей между единицами объективного и субъективного миров.

Самоидентификация – способ бытия, при котором предполагается всестороннее полное использование всех сущностных сил и способностей человека в процессе его вживания в мир, в актах приятия или неприятия той или иной экзистенциальной позиции и системы ценностей, того или иного общественного устройства. Иначе говоря, самоидентификация – присвоение человеком системы жизненных смыслов и установок, которые бытуют в обществе. (Понятия самооценки, самореализации, самоутверждения личности не являются синонимами самоидентификации, они несут свою специфическую функционально–смысловую нагрузку, указывают на рассудочные акты мышления человека).

Образование и воспитание составляют единый процесс воспитания мышления человека.

Воспитание в семье и обществе имеет целью дать человеку представления и навыки для ориентации в мире людей. Это система этических и моральных норм, правил поведения и т.п.

v Образование в начальной, средней и высшей школе имеет целью дать человеку знания, методы, инструменты для ориентации в мире мысли, идей, знаний, жизнедеятельности. Как видим, воспитание и образование имеют разные целевые установки в сферах приложения знаний.Объединяет эти два процесса сам объект воспитания и образования – человек, и единая задача воспитания и образования – получение знаний (независимо от сферы приложения). Воспитание и образование оказывают воздействие на сознание, подсознание и сверхсознание человека.

Образование и воспитание представляют собой единый процесс (воздействие на человека) и различаются только по сфере приложения обретённых знаний. Природа их произрастает из одного корня. В последнее время всё сильнее осознаётся разница между образованными и воспитанными людьми. Повысилась информированность общества, однако, как свидетельствует практика, это процесс односторонний, негармоничный. Люди используют полученную информацию, не ведая о последствиях своей деятельности. "Хромает" осознание роли человека в природе. Однобокая информированность приводит к некорректной постановке целей и задач образования. Отсюда вытекает результат последующей деятельности человека, выбор им средств для достижения своих либо общественных целей.

По сути дела в процессе воспитания и образования происходит воздействие на мышление человека, воспитание мышления. В этом смысле действительно, разделённые ныне процессы составляют единое образование – образование человека.

Система образования – социальный институт, включающий постановку цели, создание общих и специальных концепций образования, учебных программ, методик, методов, средств для реализации идеи образования: учебные заведения, их материально–техническое и финансовое обеспечение, систему подготовки и переподготовки педагогических и административных кадров, средства педагогической коммуникации (журналы, газеты, др. печатные издания, семинары, конференции и т.п.).

Философия образования включает представления об образовании как о системе подготовки человека к жизни: интеллектуального осмысления истории образования, его современного состояния и его возможных сценариев на будущее. Философия образования обсуждает предельные основы образования и педагогики: место, смысл образования в универсуме жизни, понимание человека, идеала образованности, смысла и особенностей педагогической деятельности.

Философия образования не является наукой или философией в чистом виде. Это выявление онтологических, гносеологических и аксиологическихсоставляющих процесса образования. Она включает необходимое обобщение социальной рефлексии, выраженной в философии, методологии, истории,культурологии, аксиологии и т.п.

Термин "философия образования" возник в последние годы и не является вполне устоявшимся.

Главное противоречие современной системы образования в России состоит в провозглашении высоких гуманистических целей, для достижения которых она создавалась, и невозможностью системы образования эффективно двигаться в этом направлении.

Причины главного противоречия системы образования:

v неумение осознать стратегическую функцию образования в современном и будущем обществе;

v неумение структурировать функции системы образования (управленческая, методическая, воспитательная, преподавательская и др.);

v неумение осознать образовательную технологию и методику с позиций современной науки;

v неумение увидеть подлинные глубинные, т.е. природосообразные или биоадекватные задачи образования.

v неинформированность педагогической общественности о современных достижениях науки.

Кризис современной системы образования – объективный результат указанного противоречия. Кризис системы образования состоит в её невозможности функционировать так, чтобы обеспечить раскрытие человеческого потенциала и нежелании человеческой личности (учащегося, учителя, родителя) действовать в условиях, нарушающих первородную целесообразность и возможность самореализации.

Кризис системы образования тесно связан с общим цивилизационным кризисом. Он не может быть понят как результат только социальных, политических, узко понимаемых экологических или культурно–идеологических влияний в России. Его корни уходят в глубь истории человечества и связаны с феноменом развития сознания человека. Исторически сложившийся тип левополушарного, т.е. дискурсивно–логического мышления возобладал в человеческом обществе, начиная с конца V в. до н. э. и преобладает до настоящего времени.

Структура цивилизационного кризиса условно представлена на схеме 2.

Схема показывает исторически сложившийся крен в сторону дискурсивно–логического (левополушарного) мышления человека, нарушение баланса природных возможностей человека, что привело к дисгармонии установок человека в деятельности. В сумме это привело к цивилизационномукризису.


Схема 2

Очевидно, что никакое "латание" дыр и решение "проблем", связанных с дискурсивно–логическим мышлением, не приведёт к трансформации ситуации. Кризис цивилизации конца XX в. – есть кризис мышления, точнее, левополушарного типа мышления. Кризис мышления состоит в неэкологичнойэксплуатации одной из частей цельного человеческого органа – мозга, в то время как другие симметрические органы человека работают гармонично. Дисфункция правого полушария мозга привела к дисгармоничной работе цельного органа, что не отвечает принципу экологической целесообразности.

Вместе со сложившейся традицией опоры на дискурсивно–логическое мышление человечество приняло и принцип нецелесообразности социально–этического императива вместо ранее бытовавшего принципа экологического императива.


Схема 3

Экологический императив – объективно необходимый нравственный социально–антропологический принцип, являющийся императивом соразвитиячеловека, природы и общества.

Согласно этому принципу личность, государство, общество не имеют права руководствоваться никакими нравственными принципами, кроме экологического императива, принимающего во внимание общие законы соразвития природы, человека, мозга, общества и процессы формирования ноосферы.

Истор и я цивилизации есть история стихийного развития, "господства" левополушарного мышления и энергетического критерия прогресса: аккумулирования энергии труда правящими классами. В связи с преимущественным развитием неэкологичного (левополушарного, патологичного, неестественного, нездорового, антропосферного) мышления в современном индустриальном обществе все системы социума (образования, здравоохранения, политики) ориентированы на неэкологичное мышление человека.

Современный цивилизационный кризис показывает конец эпохи стихийного, неэкологичного развития. Движение к экологичному развитию означает постепенное трансформирование однобокости мышления и энергетического критерия прогресса, утверждение общечеловеческого критерия прогресса на основе совершенствования качественных характеристик его мышления.

Переход к целостному экологичному мышлению является поворотным этапом в истории человечества на его пути в ноосферу (сферу разума) и является сутью ноосферного перехода.

Тип мышления – осознанная ориентация преимущественного использования функций головного мозга. Существуют два основных типа мышления человека:

v экологичный (двуполушарный);

v неэкологичный (однополушарный).

Экологичное мышление (синонимы: гармоничное, естественное, универсальное, биосферное, здоровое, цельнодинамическое) определяется согласованностью с естественными законами Вселенной, т.к. в работу вовлечены совокупно левое и правое полушария мозга человека. Такое мышление не приводит к возмущению биосферы.

Качество человека определяется типом его мышления.

Гармоничный, универсальный, здоровый человек демонстрирует естественное, биосферосовместимое его качество, которое определяетсяцельнодинамичным (двуполу-шарным), экологичным мышлением.

Негармоничный, ограниченный, больной или проблемный человек проявляет неестественное, патологическое его качество, которое определяетсяантропосферным неэкологичным мышлением. При этом различается левополушарная (точные науки, рационализм) и правополушарная (гумани-тарные, творческие направления) ориентация и промежуточные варианты.

Рост качества человека означает расширение возможностей человека трансформировать свои взаимоотношения в биосфере и социуме в направлениибиосферосовместимости через овладение методами совокупной работы обоих полушарий мозга.

Прогресс человека и социума заключается в расширении персональных и социальных сфер возможной трансформации негативных проблем в позитивные.

Экологичное развитие отвечает случаю, когда прогресс осуществляется на основе роста качества мышления человека, т.е. трансформации мышления в направлении его экологизации. Экологичное развитие согласовано с естественными законами природы и не возмущает биосферу – порождаетсяэкологичным мышлением.

Экологичное, здоровое, гармоничное мышление периода ноосферного перехода утвердится через снятие мировоззренческой установки антропоцентризма "биосфера для человека" ("всё для человека", "человек – царь природы", "покорения и преобразования природы") и становление биоцентризма – "человек в биосфере". Естественно, в конечном счёте биосфера (и Земля, и Космос) – для человека. Биоцентризм лишь утверждает, что деятельность человека в биосфере должна быть освещена разумом и направлена на сохранение природных систем.

Человек с ноосферным мышлением станет правильно понимать своё место в природе и эволюционную роль, выполняя биосферную функцию поддержания "запаса устойчивости" природных систем. Природная составляющая нравственности этого человека будет относиться к его взаимоотношению с природой: нравственно всё то, что способствует выполнению человеком его биосферной функции, безнравственно всё, что этому противоречит. Ноосферноемышление означает сознательный выбор человека в пользу экожизни, позиции "я в природе", любви к природе, осознания своего места в природе и, наконец, сотворчества человека и природы (в отличие от эгожизни, позиции "я – царь природы", покорения–преобразования природы – в конечном счёте, позиции потребительского и хищнического отношения к природе).

Наше время – период перехода человечества в эпоху единения индивидуального и коллективного интеллекта и духовности, всё чаще именуют эпохой разума – эпохой ноосферы.

Неизбежность вхождения планеты Земля в эпоху НООСФЕРЫ показал великий русский учёный В.И.Вернадский. Согласно его взглядам, человеческая деятельность становится ныне основным геообразующим фактором.

Ноосфераэто эпоха единения индивидуального и коллективного интеллекта и духовности, нового качества целостности мышления.

Ноосферное развитие – это осознанно управляемое ценностно ориентированное соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений и Вселенной.

Ноосферное развитие нацелено на восстановление экологического равновесия на планете и появление нового человека, отличительной чертой которого будет новое качество мышления – целостное мышление.

Система образования является ключевым звеном, которое поможет России выполнить роль лидера ноосферного перехода.

Ноосферный переход – это период и процесс корректировки избыточно и тем самым гибельно проявивших себя искажённых составляющих жизнедеятельности человека и общества.

Во время ноосферного перехода происходит постепенное осознание и принятие человеком и обществом принципа экологического императива, отход от односторонности логических методов мышления. И.А.Ефремов писал о значении этого этапа: "Именно в этом преодолении тупиков математической логики и заключалось могущество будущего".

Этот этап на пути к экологизации общества можно назвать проэкологическим. Проэкологический этап возник стихийно, как альтернативное движение в образовании, и он успешно проистекает сообразно закону самоорганизации субъектов экологических систем. Переход от альтернативного движения к государственной политике неизбежен.

Результатом ноосферного перехода явится возрастание темпа восстановления составляющих жизнедеятельности человека (материальной, интеллектуальной, духовной) и последующий расцвет общества на основе гармонии этих составляющих.

Идея ноосферного развития в итоге должна быть превращена в систему новых духовных и профессиональных установок человечества. Для этого требуется:

v глубокая информированность населения по всем аспектам ноосферного развития, в том числе ноосферного сознания;

v переориентация образования, медицины, производства и других отраслей экономики страны на ноосферную технологию, методику и практику.

Создание в обществе системы ноосферного мышления и, следовательно, новых ценностей, будет способствовать формированию экологичных структур



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: