Содержание процесса управления

Прежде всего, дадим определение четырех понятий в процессе управления: этап, фаза, задача и функция управления.

Этап – промежуток времени или часть процесса управления завершающийся достижением промежуточной цели в заданный интервал времени (например, оценка обстановки). Этапы образуют последовательность процесса управления, при которой завершение предыдущего этапа создает предпосылки более эффективного выполнения последующего этапа с более совершенной целью, приближающейся к конечной цели процесса управления. Этапы могут перекрываться во времени, поэтому продолжительность всего цикла управления может быть не равна суммарной длительности всех этапов. В то же время ни один из предшествующих этапов не может закончиться позже, чем последующий этап процесса управления.

Фаза – состояние процесса управления в определенный момент времени. Из определения следует, что понятия этап и фаза могут рассматриваться как синонимы.

При управлении СГЗ рассматриваются наиболее общие этапы процесса, приведены на рис.1

Рис. 1 Этапы процесса управления

Задача управления – желаемый результат управленческой деятельности за заданный интервал времени.

Функция управления – совокупность управленческих действий, обеспечивающих достижение поставленной цели.

Цикл управления, приведенный на рис. 1, включает следующие этапы (фазы) управления:

1) уяснение проставленной задачи (цели) – целевой этап – Ц;

2) сбор информации и оценка обстановки –информационный этап - И;

3) принятие решения о выборе наиболее рационального способа достижения поставленной цели–решающий этап –Р;

4) планирование предстоящих действий в соответствии с принятым решением (планирующий этап – П);

5) доведение принятого решения до полученных войск, формирований в виде приказов, приказаний, распоряжений, команд и т.д. (доводящий этап – Д);

6) непосредственное управление выполнением принятого решения (этап непосредственного управления – Н);

7) контроль результатов выполнения принятого решения подчиненными (контролирующий этап – К).

Содержание этапов управления существенно зависит от режимов деятельности управляемых объектов. Однако в теории управления процессом существуют общие правила и принципы их содержания. Рассмотрим эти правила.

1. Уяснение поставленной задачи (цели) управления.

В ходе этого этапа руководитель (председатель комиссии соответствующего звена управления, командир или начальник войскового или невоенизированного формирования сил ГОЧС) уясняет задачу (цель) управления, которую формирует старший начальник (вышестоящий орган управления) или которая определяется режимом функционирования органа управления (например, в режиме повседневной деятельности). При этом руководитель: изучает полученный приказ (распоряжение) или нормативный документ регламентирующий действия УО в соответствующем режиме; уясняет замысел старшего начальника; оценивает возможности своих сил и средств; порядок обеспечения предстоящих действий и взаимодействия с другими силами; делает предварительный вывод о своевременном выполнении задачи (или планового мероприятия) с требуемым качеством. При затруднении или невозможности достижения поставленной цели управления руководитель должен доложить обоснованно свои соображения старшему начальнику.

2. Сбор информации и оценка обстановки

При выполнении данного этапа руководитель с учетом отведенного времени, производит сбор всех данных, необходимых для эффективного достижения поставленной цели, и оценку обстановки, в условиях которой будет осуществляться реализация последующих этапов управления. При этом осуществляется сбор и оценка данных: о характеристиках возможной или сложившейся ЧС; данных о своих и взаимодействующих силах; состоянии техники и наличии резервов; характеристиках климатических и географических условий в районе предстоящих действий; экологических последствий при достижении поставленной цели. При решении задач этапа руководитель привлекает оперативные и рабочие группы соответствующих ОУ. Затем руководитель обобщает полученные данные, формирует замысел предстоящих действий и определяет вероятные альтернативные варианты способов достижения заданной цели.

Во многих практических случаях ЧС выбор вариантов действий опирается на опыт и интуицию (эвристику) руководителя и привлекаемых должностных лиц ОУ. Это требует умения для каждого варианта прогнозировать его ход и исход. Этому будет способствовать создание «банка» данных управленческих действиях, полученного на основе обобщения предыдущего опыта ликвидации ЧС, а также проведения командно-штабных и деловых игр. Повышению эффективности выработки замысла действий будет способствовать применение математического моделирования этих действий. В настоящее время в ОУ подсистем РСЧС их называют штабными математическими моделями (ШММ). ШММ должны реализоваться в «Планах действий при возникновении ЧС».

На основании выработанного замысла решения силам и ОУ выдаются предварительные распоряжения.

3. Принятие решения

Результатом данного этапа управления является решение руководителя о выборе наиболее рационального способа достижения поставленной цели. Принятие решения является наиболее сложным и ответственным этапом процесса управления и основывается на предварительной обработке полученных данных об обстановке, предложений, поступающих от подчиненных руководителей служб, частей и формирований. Практика выработки решений базируется на применении методов выработки решений, средств вычислительной техники, опыте и интуиции руководителя. Содержание решения зависит от вида ЧС и обстановки, а также от поставленных задач. В общем случае решение может включать: замысел руководителя по предстоящим действиям; задачи подчиненным частям, подразделениям и формированиям; организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения, непосредственного управления и связи. Решение должно согласовываться и утверждаться старшим начальником. На каждом уровне иерархии управления оно должно рассматриваться как предложение в решение, применяемое на более высоком уровне структуры системы управления.

4. Планирование предстоящих действий

Этот этап управления осуществляется в соответствии с принятым решением. В процессе планирования уточняются задачи подчиненных сил и ОУ, производится расчет времени решения данных задач и очередность их выполнения, определяются необходимые ресурсы, устанавливается порядок взаимодействия сил в группировке, проведения всех видов обеспечения предстоящих действий. Решение руководителя и разработанный план действий оформляются, как правило, на карте с приложением текстуальной пояснительной записки.

В зависимости от режима деятельности системы ГОЧС (повседневная, повышенная готовность, режим ЧС), а также от масштабов ЧС планирование может быть долговременным и кратковременным. Долговременное планирование формирует процесс управления объектом в течение длительного времени без существенного изменения воздействия внешний среды. Этот вид планирования имеет место при повседневной деятельности, а также в условиях возникновения ЧС регионального, федерального и трансграничного масштабов. Краткосрочное планирование (иногда его называют оперативным) осуществляется при формировании управления в течение относительно небольшого времени, необходимого для ликвидации ЧС.

После детального планирования действий решение приобретает вид закона управления.

5. Доведение принятого решения до подчиненных войск, формирований, производится в виде распоряжений (приказов, директив, команд), которые оформляются, как правило, письменно и доводятся непосредственно или с использованием средств связи. При получении соответствующего распоряжения подчиненный исполнитель подтверждает факт получения распоряжения, уясняет его, а после исполнения докладывает о результатах исполнения данного распоряжения.

6. Непосредственное управление выполнением принятого решения, осуществляется на объекте управления. Оно сводится к непосредственному руководству действиями органа управления и силами по выполнению задачи, определенной решением. Управление на этом этапе состоит в одноразовой, многоразовой или непрерывной выдаче управляющих воздействий. Этот этап носит ситуационный и автономный характер. Ситуационный характер состоит в том, что при ликвидации ЧС обстановка может резко меняться, поэтому необходима корректировка плана действий частных и немедленных принятий и реализаций частных решений. Автономность непосредственного этапа управления определяется тем, что в условиях крупномасштабных ЧС может иметь место значительное удаление и отсутствие связи подразделений и формирований от вышестоящего ОУ. Ситуационный и автономный характер непосредственного управления наиболее типичен в режиме ЧС в мирное и военное время. Непосредственное управление, как правило, осуществляют ОУ подвижных пунктов управления (ППУ), а также командиры (начальники) подразделений и формирований на выделенных участках зоны ЧС. Непосредственное управление осуществляется: принятием частных решений, постановкой конкретных задач исполнителям, личным руководством проведением работ, личным примером.

7. Контроль результатов выполнения принятого решения

Этот этап управления производится на основании докладов подчиненных о результатах полученных распоряжений, лично лицам принявших решение, их заместителями или специально назначаемыми комиссиями. На основании результатов контроля принимаются меры по повышению эффективности и качества выполнения принятого решения.

Завершая рассмотрение краткой характеристики этапов процесса управления отметим несколько общих принципов.

1) Итеративный характер процесса

В идеальном случае для условий повседневной деятельности, а также для относительно несложных ЧС цель управления может достигаться при однократном выполнении перечисленных этапов процесса. Однако в реальных условиях из-за постоянно меняющейся обстановки при развитии крупномасштабных ЧС возникают ситуации когда требуется неоднократно возвращаться к предыдущим этапам, пока не будет достигнута конечная цель управления. Такой процесс называется итеративным.

2) Декомпозиция процесса управления

Для эффективного распределения задач между подчиненными частями и формированиями необходимо осуществлять обоснованную декомпозицию (детализацию) процесса управления на отдельные частные цели, задачи и работы. При этом целесообразно использовать два подхода к декомпозиции процесса управления: вертикальный и горизонтальный.

При вертикальной декомпозиции осуществляется деление процесса управления по уровням структуры привлекаемых сил. В первую очередь производится деление основной цели управления, для достижения которой создается группировка сил. Затем уточняется общий процесс управления нижестоящих уровней, с учетом соответствующей цели.

В процессе горизонтальной декомпозиции осуществляется последующее деление целей управления в пределах каждого уровня и определение соответствующих задач, работ, обеспечивающих достижение этих целей.

3) Возможные соотношения в последовательности этапов управления

Этапы управления являются логическими фрагментами в структуре процесса управления, показанной на рис 1. Это означает, что этапы не могут быть расположены в ином логическом порядке, то есть ни один предшествующий этап управления не может закончиться позже, чем закончиться последующий этап.

Метод управления, при котором каждый последующий этап начинается после завершения предыдущего, называется, последовательным. Однако в целях экономии времени в условиях динамичных ЧС мирного времени и в условиях военного времени могут применяться методы параллельной работы над выработкой решения. При параллельном методе некоторые этапы начинаются раньше, чем закончились предыдущие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: