допустимая площадь корродированной поверхности определяется по формуле F £ b F0,
где: b - коэффициент, определяемый по табл. 14;
F0 – площадь поверхности связи.
Во всех случаях местных износов и коррозионных разрушений
S ³ 0,6 S0 (в язвинах S ³0,5 S0).
Допустимое заглубление при коррозии:
- для стыковых поперечных швов –не ниже поверхности листа;
- для продольных стыковых швов – не более 0,1 S0;
- для швов рамных конструкций – не более 3 мм;
- для тавровых швов уменьшение катета не более, чем на 20%.
Коррозионные разрушения сварных швов устраняются и зачисткой подваркой; при больших площадях коррозионных разрушений заменяют участок конструкции.
Табл. 14
Данные по параметрам допускаемого износа
Наименование связей | Коэффициенты | ||
a1 | a2 | b | |
Сухогрузные суда Настил палубы Карлингсы Ширстрек Настил второго дна Горизонтальный киль Днищевая обшивка Бортовая обшивка Продольный бортовой набор | 0,70 0,75 0,70 0,65 0,75 0,70 0,60 0,70 | 0,60 0,60 0,60 0,60 0,60 0,60 0,50 0,60 | 0,60 0,60 0,60 0,70 0,60 0,60 0,60 0,60 |
Танкеры Настил палубы Ширстрек Продольный набор Настил второго дна Горизонтальный киль Днищевая обшивка Бортовая обшивка | 0,65 0,65 0,70 0,65 0,70 0,70 0,60 | 0,55 0,55 0,60 0,55 0,60 0,60 0,50 | 0,60 0,60 0,60 0,60 0,60 0,60 0,60 |
Допустимые значения деформаций.
Бухтины.
Табл.15
Допустимые значения стрелок прогиба (f) больших бухтин (при b0/a ³ 0,3):
b0/a | £ 0,75 | 0,80 | 0,85 | 0,90 | 0,95 | |
f/b0 | 0,052 | 0,058 | 0,064 | 0,070 | 0,076 | 0,082 |
Для малых бухтин (при b0/a < 0,3) f £ 0,18b0.
Здесь b0 – меньший размер бухтины в плане; a – расстояние между балками набора (шпация).
Гофрировка.
Допустимая стрелка прогиба листовых элементов корпуса f/a £ 1/14 (для ширстрека и палубного стрингера – не более 25 мм).
Допускаемая суммарная протяженность бухтин и гофр в средней части судна:
- для ВП – 0,4В (В- ширина судна);
- для днища – 0,4В;
- для второго дна – 0,75В;
- для борта – 0,75D (D – высота борта).
Вмятины.
Как правило, вмятины подлежат устранению. Могут быть оставлены единичные плавные вмятины листовых элементов корпуса при l £ 5a, a f/l £ 1/20. Здесь l – длина вмятины.
Табл. 16
Допустимая стрелка прогиба балок набора по вмятине
l/2h | |||||||||||
f/l | 0,016 | 0,028 | 0,038 | 0,047 | 0,055 | 0,070 | 0,080 | 0,088 | 0,097 | 0,106 | 0,112 |
где: l – протяженность вмятины вдоль балки; h – высота профиля; f – максимальная стрелка прогиба вдоль набора.
Отклонения балок от плоскости (стенки) d £ 0,07h.
При d/h £ 0,14 разрешается подкрепление установкой дополнительного набора; при d/h>0,14 необходима замена набора.
Табл. 17
Допустимые деформации рамного набора
Расположение вмятины | Стрелка прогиба рамной связи по вмятине (fi), мм | Стрелка выпучины в стенке, мм |
Район пересечения основного и рамного набора Стенки рамного набора при наличии вырезов при отсутствии вырезов | 0,045 l 0,055 l l – длина вмятины вдоль рамной связи, мм | - 0,06 b 0,07 b b – шпация, мм |
Если допустимые нормативы превышены, при отсутствии трещин стенки рамных связей могут быть подкреплены; при наличии трещин необходима замена участков набора.
Тепловую правку на месте (без демонтажа) применяют:
- для гофров, плавных бухтин с fmax = (2-3)S £ 60мм;
- для пологих вмятин l £ 3a при fmax = (2-3)S £ 70 мм.
При плавных деформациях с большими, чем указано, стрелками прогиба может быть применена правка со снятием с места (с демонтажем).
Правка недопустима:
- при резких и глубоких сломах листов вблизи жестких связей;
- при разрывах и трещинах, чрезмерном утонении листа;
- в районах концентрации напряжений;
- в районах наплавленных участков.
Трещины и разрывы конструкций
недопустимы, т.к. наиболее опасны с точки зрения прочности конструкции.
Одиночные трещины устраняются заваркой.
Многочисленные трещины, усталостные (ветвящиеся) трещины, а также трещины в недоброкачественном материале требуют замены данного участка конструкции.
При устранении этих дефектов следует обращать внимание на состояние набора в данном районе.
3. Разработать тех. процесс ремонта корпусной конструкции с помощью (10), (11) или в соответствии с приведенными ниже указаниями. При этом студенты должны привести подробный конкретный тех. процесс с необходимыми схемами и эскизами (с размерами).
Как было указано выше, ремонт корпусных конструкций сводится в основном к выполнению трех видов работ:
- замене участков корпуса;
- правке конструкций;
- заварке трещин.