Неравномерность развития психических функций

Неравномерность развития психических функций является одной из наиболее характерных особенностей аутизма, что отражает ведущее место асинхронии среди механизмов развития аутистического дизонтогенеза. При РАС неравномерность развития проявляется уже в том, что отмечаются разнообразные по степени и спектру нарушения различных высших психических функций (память, внимание, целенаправленность и др.), нарушения силы, подвижности, устойчивости, темпа нейродинамики и др.

Неравномерность развития отмечается и на уровне более сложных образований:

опережающее развитие некоторых тонких моторных действий не только в сравнении с другими проявлениями тонкой моторики, но и по отношению к общей моторике;

диссоциация между успешностью произвольной и спонтанной моторной деятельности;

отличающееся от нормы временные соотношения развития праксиса и гнозиса;

несоответствие уровней развития произносительной, номинативной и др. функций речи друг другу на фоне глубокого недоразвития и/или искажения ее коммуникативной функции;

неравномерность развития интеллекта (например, опережающее развитие способности к выполнению счетных операций при невозможности понять содержание даже простейшей арифметической задачи) и т.д. (о развитии интеллекта будет сказано ниже);

неравномерность проявляется и в динамике усвоения материала: практики отмечают, что нередко на протяжении определенного периода ребенок не дает каких-либо признаков овладения новыми умениями, навыками, знаниями, после чего отмечается резкий «скачок»; динамика таких «прорывов» индивидуальна, однако по мере продолжения обучения (если, конечно, этот процесс идет успешно) эти проявления неравномерности сглаживаются.

В совокупности с коммуникативными нарушениями и повышенной пресыщаемостью неравномерность развития при аутизме приводит к широкому разбросу в возможностях усвоения ребенком с аутизмом различных школьных предметов, что нередко усугубляется развитием сверхценных интересов и сверхпристрастий. На практике это вызывает большие, часто непреодолимые трудности выбора программы обучения. Если ориентироваться на предметы, в которых ребенок наименее успешен, то это обычно ведет к развитию негативизма к обучению вообще. Установка на наиболее успешные дисциплины (в которых дети с аутизмом проявляют нередко не только хорошие способности, но и одаренность) увеличивает степень неравномерности развития, так как еще Л.С.Выготский указывал, что в условиях дизонтогенеза наличие сохранных функций и тем более их опрежающее норму развитие не стимулирует, но, наоборот, тормозит становление функций нарушенных. Единственным выходом становится индивидуальная обучающая программа, другие решения неадекватны особенностям психики при аутизме, негативно сказываются на развитии такого ребенка и должны расцениваться как нарушение прав лиц с аутизмом на соответствующее их возможностям образование.

Неравномерность развития каждого ребенка с аутизмом, наличие больших (часто несовместимых друг с другом) индивидуальных различий в психолого-образовательных профилях между учащимися, воспитанниками ведет к несравнимо большему, чем при любом другом виде психического дизонтогенеза, разбросу уровня знаний по каждой дисциплине, начиная с математики и кончая физвоспитанием. Формальное выполнение возрастного принципа в одном из известных нам случаев привело к абсурду: у трех первоклассников одинакового возраста (7-8 лет) уровень знаний по математике соответствовал первому, пятому и седьмому классу, и любому здравомыслящему человеку ясно, что использование одной для всех троих программы невозможно, но отсутствие нормативных документов и недостаточная компетентность директора в вопросах аутизма не позволили принять правильное решение; в результате опытнейший учитель был вынужден уволиться, а родители - перевести детей в другую школу.

Выход - в гибком сочетании индивидуальных и групповых форм работы и неформальном подходе к комплектованию классов (например, формирование учебных групп по отдельным предметам при второстепенном значении возрастного фактора), что никакими нормативами не предусмотрено.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: