Общая симптоматология аутистических расстройств

Симптоматология детского аутизма очень сложна и многообразна. При её рассмотрении представляется необходимым учесть ряд моментов.

Ведущим дизонтогенетическим механизмом при РАС является асинхрония развития, хотя возможно парциальное участие других механизмов, свойственных общему психическому недоразвитию, задержанному, поврежденному, депривационному и дисгармоническому развитию.

По современным классификациям (МКБ-10, DSM-IV) основные симптомы детского аутизма (см. с.) определяются на основе поведенческих характеристик, но без учета этиологии и патогенеза. В результате сходные по внешним проявлениям поведенческие проявления могут быть разными по происхождению и механизмам развития.

Проявления АР меняются с возрастом. До 3-4 лет из-за незрелости психики симптомы аутизма, как правило, сглажены, неярки, маскированы (то есть относятся в основном к сомато-вегетативной и психомоторной сфере). Несколько позднее (в 4-5 лет) – на первый план выходит эмоционально-аффективная симптоматика, клиническая картина становится особенно яркой и типичной. В дальнейшем, после 7 -9 лет более значимыми становятся когнитивные трудности, а после 9-10 лет даже в отсутствие коррекционной работы cимптомы аутизма могут несколько сглаживаться, что, однако, никак не означает «выздоровления». Американские специалисты приводят результаты исследования, в котором с позиций современных диагностических подходов сравнивали данные, полученные при первичном установлении диагноза и после длительного (от 5 до 40 лет) катамнестического наблюдения. Как видно из таблицы 1, процент нарушений коммуникации снижается примерно на 30%, социального взаимодействия – на 15%, стереотипных форм поведения – почти на 10%.

Таблица 1. Частота выявляемости основных симптомов аутизма при установлении диагноза и в катамнезе (по C. Lord et al., 2003).

Домен При установлении диагноза РАС Актуальный уровень (через 5 – 40 лет)
Коммуникация 99,5% 67,9%
Cоциальное взаимодействие 100% 85,4%
Стереотипное поведение 97,0% 87,7%

4. В отечественной патопсихологии и психопатологии межфункциональные связи рассматривались в основном в соответствии с принципом «сверху вниз», то есть учитывалось в основном влияние фило- и онтогенетически более молодых функций на более древние. Например, при олигофрении недоразвитие эмоций рассматривается, прежде всего, через призму дефицитарности абстрактного мышления. При этом констатируется недостаточная дифференцированность эмоций, большая степень недоразвития высших эмоций в сравнении с низшими, зависимость незрелости эмоциональной сферы от степени интеллектуального недоразвития (Г.Е.Сухарева, С.Я.Рубинштейн, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская и мн.др.). Эти моменты не вызывают сомнений, однако в онтогенезе развитие эмоционально-аффективной сферы, восприятия, моторики и других функций начинается раньше, чем становление абстрактного мышления, и, если их нарушение возникает пре- или перинатально, то, следовательно, влияние их дефицитарности на формирование более молодых онто- и филогенетически образований будет проявляться раньше, чем нисходящие влияния (скажем, влияние интеллектуального недоразвития на эмоции, восприятие, моторику). В конечной структуре нарушений любой функции можно, вероятно, думать как о моментах, обусловленных собственно первичным дефектом, так и о явлениях, связанных с нарушением становления межфункциональных взаимодействий, как восходящих, так и нисходящих. Это представляется особенно существенным для первазивных расстройств (в том числе аутизма), когда признаки нарушения развития отмечаются во всех сферах психики. Хотя это положение выдвинуто Л.С.Выготским в 1930-х годах, достаточно глубокого и последовательного анализа роли восходящих связей в формировании ни РАС, ни даже общего психического недоразвития, пока что нет.

Согласно представлениям В.В.Лебединского (1985; 2003), одним из основных нарушений в клинико-психологической структуре синдрома детского аутизма является слабость общего, в том числе психического, тонуса. Эта точка зрения представляется наиболее обоснованной среди многочисленных концепций природы основного нарушения в структуре аутистических расстройств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: