Людське існування як фундаментальна проблема екзистенціальної філософії

Экзистенциализм – философ. течение 20 в., выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеч. бытия, не допускающую выражения на языке понятий. Истоки Э. – в учении С.Кьеркегора. В противовес панлогизму, растворяющему бытие в мышлении, т.е. уверенному, что бытие до мельчайших подробностей проницаемо для мысли, Кьеркегор утверждает, что экзистенция есть то, всегда ускользает от понимания посредством абстракций. Отсюда вытекает тезис о неприменимости научного метода в самопознании человека. Экзистенция – есть “внутреннее”, которое постоянно переходит во внешнее, предметное бытие. Поскольку “предметное бытие” выражает собой “неподлинное существование” человека, обретение экзистенции предполагает решающий выбор, посредством которого человек переходит от созерцательно-чувственного способа бытия, детерминированного внешними факторами среды к “самому себе”, единственному и неповторимому. Прежде всего Э. – это онтология, учение о бытии, а не о том, что надо или следует делать человеку. Бытийный характер свойственен всем направлениям Э. Основная проблемаопределение экзистенции, – глубинные переживания, общие для всех индивидов. Основное онтологическое определение экзистенции – “бытие-между”. Этим с самого начала подчеркивается промежуточный характер человеческой реальности, ее принципиальная несамостоятельность, зависимость от чего-то иного, что уже не есть человек (в этом отличие от субъективного идеализма). Отсюда различные напр. Э. – религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев) и атеистический (Сартр, Камю, Хайдеггер). Однако общее для них – решение философских проблем через проблемы человеческого существования.

Человек в Э. трактуется как существо, которому пришлось находиться в истории, которое “замкнуто” в историю и не может прожить вне ее, вне общества, но которое в то же время способно со всей стойкостью вытерпеть саму перспективу упадка и конца истории. Для изучения экзистенций используется метод, основанный на описании человека, попавшего в нестандартную ситуацию. Ясперс ввел понятие “ пограничная ситуация – это состояние, когда человек стоит перед выбором, на грани жизни и смерти, когда наиболее полно проявляется его экзистенция.

Направленность человеч. реальности на мир означает неподлинное существование, “заброшенность”, а стремление к потустороннему, “окликание бытия” – подлинное существование. Побуждение к подлинному существ. содержится в таких феноменах, как страх (Ясперс, Хайдеггер), экзистенц. тревога, тошнота (Сартр), скука (Камю). “Страх” в экзист. смысле – это не малодушие, не физич. страх, а метафизический ужас – потрясающее человека прозрение. Т.о. религиозный Э. зовет человека к Богу, к самоуглублению, позволяющему обрести новое трансцендентное измерение бытия, подлинное существование.

Главный принцип Э. – человек обретает сущность, существуя (в отлич. от классич. философии, где сущность предшествует существованию). Следовательно, никто, кроме самого человека не может превратить его человека, он отвечает за себя сам. В “пограничной ситуации” опора человека в нем самом, и если эта опора есть, человек достиг своей экзистенции, реализовал себя. Свобода в Э. рождается с человеком, это необходимость все время принимать решения.

У Камю – проблема самоубийства как одна из главных философских проблем. Она возникает, когда человек утрачивает смысл жизни. Однако самоубийство – это не бунт, а наоборот, согласие человека с собственными пределами. Камю видел свое гуманистическое задание в том, чтобы помочь человеку, который пребывает в отчаянии, сохранить жизнь.

На думку А.Камю, досвід людського існування, котре неминуче завершується смертю, приводить людину до "абсурду". Та ця істина не повинна роззброювати людину, а, навпаки, пробуджувати в її душі мужність, спонукати її жити всупереч вселенському "хаосу", долаючи будь-які негоди.

Ж.П. Сартр. “Экзистенциализм - это гуманизм.”

Экзистенциализм - философия существования, модное течение XX века. Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего. Сартр вступает в защиту экзистенциализма. Говорит, что его обвиняют в том, что он призывает погрузиться в квиетизм отчаяния или, то, что он подчеркивает человеческую низость, пренебрегая хорошим. Экзистенциализм предназначен только для ученых и философов. “В любом случае мы можем сказать с самого начала, что под экзистенциализмом мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность”.

Сартр выделяет два течения экзистенциалистов: - христианские (К. Ясперс), и атеисты - (Хайдеггер, и он сам). Их объединяет суждение, что существование предшествует сущности и что нужно исходить из субъекта. Это значит, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире и только потом определяется. “Для экзистенцианалиста человек потому и не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится в последствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека.”

Человек - это, прежде всего проект, который переживается субъективно. Это первый принцип, называемый субъективностью. “ Человек ответственен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.” Человек - существо, устремленное в будущее. Экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.

Второй принцип - человек сам себя выбирает и вместе с этим сам выбирает всех людей. Ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех. Мои поступки затрагивают все человечество. “ То, что мы выбираем, - всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех.”* Экзистенциализм - это тревога. У кого есть ответственность, у того тревога. “ Я ответственен за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, который выбираю; выбирая себя, я выбираю человека вообще... экзистенцианалист охотно заявит, что человек -это тревога. Это означает, что человек, который на что-то решается и сознает, что выбирает не только свое собственное бытие, но что он еще законодатель, выбирающий одновременно с собой и все человечество, не может избежать чувства полной и глубокой тревоги и ответственности”. Если нет Бога, то человек заброшен, ему не на кого опереться, он осужден жить свободным, его ждет неизведанное будущее. Человек существует лишь настолько, на сколько он себя и осуществляет. Например в трусости виноват сам трус - сам себя сделал таким. Всегда есть возможность им не быть.

Экзистенциализм - теория не делающая из человека объект а. Человек творит себя, выбирая мораль. Стремясь к свободе мы обнаруживаем, что она зависит от свободы других и свобода других зависит от нашей. Человек - не цель. Человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире. Человек сам себе законодатель, в заброшенности он сам будет решать свою судьбу. Он знает, что никто не может спасти его от самого себя, даже если Бог есть.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: