Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта

Передовой педагогический опыт

Определение понятия "передовой педагогический опыт".

Передовой педагогический опыт – такой вид практики, который содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению.

Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта.

Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей ОУ. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы ОУ, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять "поэтапно", в определённой последовательности.

Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (по Р.Г.Амосову):

- Определение цели изучения ППО.

- Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности.

- Выбор средств и методов изучения ППО.

- Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта

- Выделение диагностирующих единиц изучения

- Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта.

- Сопоставление плана изучения опыта

- Обобщение сходных форм ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик.

- Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса.

- Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.

Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения ППО (с анкетами, опросниками), используя предложенный нами опыт.

Изучение и обобщение опыта:

1. Выявление объекта изучения:

· оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения;

· выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты;

· первый сбор информации о деятельности педагога;

· выявление факторов, способствующих получению высоких результатов;

· определение объектов изучения.

2. Постановка цели изучения:

· выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлено творчество педагога;

· формулировка проблемы;

· теоретическое обоснование опыта;

· выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта;

· формулировка цели изучения.

3. Сбор информации об изучаемом опыте:

· отбор методов сбора и обработки информации;

· составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме;

· реализация методов сбора информации об опыте.

4. Педагогический анализ собранной информации:

· разбиение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта;

· оценка идей опыта на основе критериев;

· определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта;

· выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.

5. Обобщение опыта:

· систематизация и синтез полученных на основе анализа данных;

· формулировка сущности и ведущей идеи опыта;

· раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог;

· определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов;

· описание опыта в соответствии с определёнными требованиями.

Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: