Поощрение – метод внешнего активного стимулирования, побуждения ребенка к положительной, инициативной, творческой деятельности.
Виды поощрений:
Ø Одобрение, похвала. Одобрение выражается короткой репликой («Молодец», «Правильно», «Верно» и т.п.). Похвала – более развернутая оценка с анализом действий, поступков ребенка.
Ø Награда – поощрение более значительное. Она применяется в тех случаях, когда необходимо отметить серьезные достижения, поступки, ценные красотой мотивации и трудностью исполнения.
Ø Доверие. Воспринимается учеником как поощрение, как выражение уважения к его личности.
Ø Удовлетворение определенных интересов и потребностей. Сюда относятся покупка необходимых предметов, прогулка на природу и т.п.
Ø Выражение положительного отношения. Приветливая улыбка, дружеский жест, совместная игра, прогулка и т.п. – воспринимается учащимися как поощрение.
Средства поощрения:
Ø Поступки школьников как образец;
Ø Поощрительные жесты и мимика учителя;
|
|
Ø Поощрительные обращения воспитателя;
Ø Виды поощрений, диктуемые трудом.
Основные условия действенности поощрения в воспитании:
Ø Обоснованность и справедливость поощрения;
Ø Поощрение преимущественно за ведущий вид деятельности;
Ø Своевременность поощрения;
Ø Разнообразие поощрения;
Ø Постепенное возрастание значимости вида поощрения;
Ø Участие в поощрении всех воспитателей;
Ø Торжественность ритуала поощрения;
Ø Гласность поощрения.