Социальное воспитание — это целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека в полноценного члена общества.
Цель – формирование всесторонне развитой личности, человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.
Направления: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание.
Социальная среда как условие и источник развития личности.
Социальная среда – совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Прежде всего – люди, объединённые в различные группы, с которыми индивид находится в специфических отношениях..
Макросреда – экономика, общественные институты, общественное сознание и культура. Микросреда – непосредственное окружение (семья, трудовая, учебная и другие группы, друзья, соседи).
Социальная среда обладает активностью, воздействует оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает и принуждает к определённой направленности социального поведения.
|
|
Социально-педагогические проблемы семьи и семейного воспитания.
Типы неблагополучных семей:
1) С низким материальным уровнем жизни, плохими жилищными условиями;
2) С хроническими заболеваниями, отягощенной наследственностью, пренебрежением санитарно-гигиеническими нормами;
3) Неполные, многодетные, молодые (до 18 лет), с престарелыми родителями (старше 40 лет), с повторными браками и сводными детьми;
4) С конфликтными отношениями между членами семьи, педагогической несостоятельностью родителей (жёстко-авторитарным, попустительски-снисходительным, непоследовательным, морализаторским или отстранённо-равнодушным стилем воспитания), с низким общеобразовательным уровнем или деформированными ценностными ориентациями (повышенной подозрительностью, легкомысленным отношением к жизни или стремлением добиваться успеха кратчайшим путём, преступая мораль и закон);
5) С криминальными факторами (алкоголизмом, наркоманией, аморальным или паразитическим образом жизни родителей, с дебошами, проявлениями жестокости и садизма, наличиемсудимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира.
6) Ориентированные на успех ребёнка – завышенные ожидания и требования к нему.