Совместной деятельностью считается та деятельность, при которой
1) ее задачи воспринимаются как групповые, требующие кооперации при решении;
2) существует взаимная зависимость при выполнении работы, которая требует распределения обязанностей, взаимного контроля и ответственности.
Основным механизмом совместной деятельности считается подражание.
В процессе сотрудничества происходит динамичное преобразование ролевых отношений педагогов и учащихся в равноправие. Наиболее высоким уровнем развития сотрудничествасовместной деятельности является творческое сотрудничество.
Традиционно обучение планируется и организуется педагогом в форме индивидуальной и фронтальной работы. Это деятельность построена = рядом, но не вместе.
Задачам совместной учебной деятельности отвечает групповая (коллективная) работа на уроке.
Два основных вида групповой работы:
1. единая – делятся на группы, которые выполняют идентичные задания;
2. дифференцированная – решение собственной задачи, которая связана с общей учебной задачей.
|
|
В отличие от традиционной формы, индивидуальная работа приобретает выраженную коллективистическую направленность, поскольку служит целям совместной деятельности школьников, объединяя индивидуальные усилия каждого отдельного ученика.
Конфликты в совместной деятельности.
Конфликт – это противоречие между участниками совместной деятельности является межличностный конфликт. Недисциплинированность, расхлябанность, несерьезное отношение к учебе того или иного ученика, и излишняя авторитарность, нетерпимость учителя – основные причины острых межличностных столкновений.
Дифференцированный подход к межличностным конфликтам позволяет извлечь из них максимальную пользу.
По содержанию межличностные конфликты могут быть деловыми и личными.
Продуктивное разрешение конфликта может быть только в том случае, если педагог осуществляет тщательный анализ причин, мотивов, приведших к созданию ситуации.
Условия развития совместной деятельности.
1. В совместной деятельности должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;
2. Деятельность должна быть социально ценной, интересной;
3. Социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться;
4. Совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями.