1. Все виды обучения, особенно программированное, позволяет эффективно использовать дифференцируемое обучение – такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников. Цель дифференцируемого обучения в школе – уберечь школьников от возможных пробелов в знаниях, «выровнять» их подготовку, возбудить интерес к учению.
2. Осуществляя дифференцированное обучение, учитель будет:
· иметь четкое представление о том, с какой целью, на каких уроках и как конкретно он будет использовать его;
· изучать и знать общую готовность детей к учебной деятельности, восприятию учебного материала;
· предвидеть затруднения, которые могут возникнуть у детей при усвоении нового материала и выполнении дифференцированных заданий;
· использовать в системе уроков индивидуальные и групповые задания;
· постоянно анализировать эффективность индивидуального и дифференцированного обучения;
· использовать дифференцированное обучение не эпизодически, а в системе, практиковать его на всем протяжении обучения.
|
|
3. Если дифференцированное обучение относится к отдельному ученику, то оно становится индивидуальным.
Особого внимания требуют дети, которым трудно учиться. Выделено несколько групп причин, затрудняющих обучение. Есть дети, страдающие инфантилизмом, т.е. задержкой темпов формирования эмоционально – волевой сферы и личности в целом.
Есть дети с недостаточным уровнем сформированности двигательных умений, что также затрудняет им процесс учения. Они плохо овладевают навыками письма, рисования, практическими действиями. Здесь крайне необходим индивидуальный подход.
У некоторых учеников недостаточно развиты пространственные представления. Это интеллектуально полноценные дети, но им трудно научиться считать, особенно с переходом через десяток, они не могут себе представить геометрические фигуры, не способны к конструированию. Преодолеть это затруднение удается только индивидуальной работой с ними – составление узоров, геометрической мозаики, рисованием по памяти, составлением сооружений из конструкторов и т.д.
У некоторых младших школьников ощущается проблемы с письмом и чтением. Дисграфия, так называется это явление, - неумение соотносить звуки с их графическим изображением, пространственным расположением правильно размещать слова, писать буквы. Если специалисты склоняются к выводу, что это не заболевание, с которым необходимо учиться в специальной школе, а всего лишь временное расстройство функции, то индивидуальный подход может решить проблему.
|
|
Он необходим и в случае дислекции – еще одного вида нарушений, когда ребенок не может понять, какой буквой изображается звук. Такие затруднения обычно наблюдаются у детей, которые поздно начали говорить. Мы уже знаем, что, когда сензитивный период развития речи упущен, возникают проблемы с речью, произношением.
Недостаточно общее развития тоже может быть причиной отставания ребенка в учебе. Оно обычно сочетается с недостаточным физическим развитием, повышенной утомляемостью, низкой работоспособностью. Больные дети очень чувствительны различного рода перегрузкам. Им необходим специальный режим. Если ребенок все же учится в обычной школе, то ему необходим особый распорядок дня сокращенный график работы.
В связи с тем, что количество детей с различными отклонениями не уменьшается, встал и в некоторых регионах успешно решаться вопрос о создании в школах специальных классов с повышенной индивидуализацией обучения. Этой же цели служат и так называемые классы выравнивания, группы коррекции.
Индивидуальное обучение педагог может осуществить только в классе с небольшим числом учеников. Если в классе 20 – 30 учеников, то в соответствии с возможностями детей выделяется 4-5 дифференцированных подгрупп.
Используя дифференцированное обучение, учитель будет помнить, что нельзя средних и слабых учеников ориентировать на выполнение упрощенных заданий, а сильных – на ускоренное обучение. Учитель объяснит, что это лишь временная мера, и дифференцированный подход будет использоваться до тех пор, пока эти ученики не приобретут необходимую сноровку в выполнение заданий. Скорее всего, этого не произойдет, но показывать детям, что кто–то умнее, а кто-то глупее не в коем случае нельзя. Надо им объяснить, что все они разные, и тогда с дифференцированным обучением не будет проблем.
Таким образом, дифференцированное обучение позволяет эффективно решать вопросы качественного обучения всех детей. Дифференциация обучения на уроках осуществляется путем изменения содержания, регулирования трудности и длительности выполнения отдельных заданий, а так же за счет применения отдельных средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.