1. Навыки воздейственной выразительной речи.
2. Навыки грамотного красивого письма.
3. Навыки счета.
4. Навыки общения.
5. Навыки целесообразных движений, мимики, жестов.
6. Навыки демонстрационные (демонстрации отдельных объектов и самого себя).
7. Навыки распределения внимания.
8. Навыки ориентации во времени.
9. Навыки работы с книгой, учебником, пособием, газетами.
10. Навыки библиографические.
11. Навыки использования записей, планов.
12. Навыки владения простейшими орудиями
труда.
13. Навыки использования технических средств обучения (ТСО).
14. Навыки личной и общественной гигиены.
15. Навыки, используемые в спортивных играх и
судействе.
16. Навыки художественно-эстетической дея
тельности.
17. Навыки педагогической графики (рисунки на
доске и т.д.).
На уровнях бакалавра и магистра эти навыки формируются с меньшей и большей прочностью и в разных объемах....
Общепедагогические умения
А. Умения этапа педагогической диагностики и целеполагания (У1).
1. Умение наблюдать за учащимися для изучения их.
|
|
2. Умение беседовать с учащимися для изучения их.
3. Умение проводить интервью для изучения уча-
щихся.
4. Умение анализировать творческие работы учащихся для изучения их.
5. Умение использовать свои социально-нравственные и психолого-педагогические знания для уяснения и оценки психологического состояния конкретных учащихся, уровней их воспитанности и обученности.
6. Умение использовать свои социально-нравственные и психолого-педагогические знания для уяснения психологического, состояния групп (коллективов) учащихся и для последующего принятия решений.
7. Умение проводить педагогический эксперимент для изучения учащихся.
8. Умение определять близкие цели воспитания (обучения) в конкретных ситуациях, оперативные цели.
9. Умение определять средние (тактические) цели воспитания и обучения.
10. Умение определять дальние (стратегические) цели воспитания и обучения.
11. Умение изменять цели воспитания в связи с появлением новых, ранее непредвиденных, факторов.
Б. Умения этапа решения педагогических задач на уровне планирования учебно-воспитательного процесса (У2)
1. Умение мысленно ставить себя в ситуацию школьников, представлять и понимать их психологические состояния, учитывать это в процессе планирования учебно-воспитательной работы.
2. Умение обнаруживать и точно формулировать возможно более полную систему задач в связи с поставленной целью в учебно-воспитательной работе.
3. Умение точно определять главную задачу в конкретной ситуации, за ней вторую и так далее по порядку их значимости.
|
|
4. Умение правильно определять основные (объ-
ективные и субъективные) условия решения задач.
5. Умение прогнозировать (предсказывать) возможные варианты развития воспитуемых (их групп, коллективов).
6. Умение осуществлять методический отбор и разработку педагогической информации, планировать ее.
7. Умение отбирать необходимые средства для предстоящей работы, планировать их использование.
8. Умение выбирать оптимальные формы образовательной и воспитательной работы.
9. Умение оптимально планировать методы обучения и воспитания.
10. Умение оптимально планировать работу отдельных учащихся.
11. Умение правильно представлять и планировать взаимоотношения учащихся друг с другом, свои отношения с ними.
12. Умение оформлять свои планы в соответствующие школьные документы.
13. Умение соотносить свое планирование с обще
школьным.
14. Умение определять и оценивать деятельность других педагогов (вообще субъектов педагогической деятельности), находящихся в конкретной воспитательной системе, в своем плане.
15. Умение использовать опыт других педагогов для планирования своей работы.
В. Умения этапа практической работы по претворению в жизнь намеченного плана (УЗ)
1. Умение передавать, сообщать информацию учащимся.
2. Умение доказывать, убеждать, вести дискуссию.
3. Умение использовать целесообразное содержание учебно-воспитательной работы.
4. Умение использовать разнообразные средства учебной и воспитательной работы.
5. Умение осуществлять использование эффективных форм организации учебной и воспитательной работы.
6. Умение осуществлять педагогические воздейст-
вия на учащихся показом личного примера и демонстрацией наглядного материала.
7. Умение осуществлять педагогические воздейст-
вия на учащихся, стимулирование путем показа разнообразных приемов выполнения той или иной работы (показ, как надо выполнять определенные задания).
8. Умение давать учащимся поручения, задания.
9. Умение стимулировать коллективную учебную
и общественную работу школьников.
10. Умение оперативно оказывать разностороннюю духовную и психотерапевтическую помощь учащимся, создавать ситуации успеха.
11. Умение осуществлять в процессе общения со школьниками их внутреннюю координацию
(регулирование отношений, согласование их деятельности друг с другом, ликвидация локальных конфликтов).
12. Умение осуществлять на практике внешнюю координацию (связь со спонсорами, родителями).
13. Умение поддерживать с учащимися сотрудничество, высокие нравственные отношения, располагать их к себе в процессе практической работы.
14. Умение оказывать помощь ученическому кол
лективу, не связывая его самодеятельности.
15. Умение осуществлять контроль' за текущим ходом работы; объективно оценивать количество и качество работы, выполненной учащимися.
16. Умение стимулировать самовоспитание учащихся.
Г. Умения этапа анализа выполненной педагогической работы, определения нового состоя-
ния воспитанников и постановки новых педагогических целей (У4)
1. Умение определять степень достижения поставленной цели (целей).
2. Умение определять появившиеся у учащихся новые знания, навыки, умения, опыт; появившиеся новые качества в сознании и поведении; сравнить, что было и что стало.
3. Умение устанавливать причины слабости педа-
гогических воздействий, недостатки в своей деятельности; причины неэффективного решения педагогических задач, ошибки.
4. Умение соотносить свой опыт с педагогической
теорией, методическими рекомендациями.
5. Умение строить программу своего профессионального самовоспитания и самообразования, программу изменения своей деятельности, если это необходимо.
|
|
6. Умение использовать результаты анализа выполненной работы для того, чтобы ставить новые цели обучения и воспитания; планировать новый этап практической деятельности по управлению педагогической системой.
А. И. МИЩЕНКО