Обучение – это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности. Обучение – процесс, протекание которого подчиняется определённой логике, а значит, поддаётся изучению, управлению и прогнозированию. Процесс обучения иначе называют учебным или дидактическим процессом.
Обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика). Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны.
Сущность обучения можно выразить через следующие признаки современного дидактического процесса:
- двусторонний характер процесса (преподавание – учение);
- совместная деятельность учителя и ученика;
- руководящая роль учителя;
- специальная планомерная организация всего процесса;
- соответствие учебного процесса закономерностям возрастного развития учащихся;
- воспитание и развитие учащихся в процессе обучения.