Основные категории педагогики и их взаимосвязь: воспитание, обучение, образование

Педагогика как наука, ее объект, предмет, функции.

Педагогика - наука – это о сущности формирования личности ребенка в системе общественных отношений в процессе воспитания.Объект педагогики – ребенок.Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования личности в условиях обучения, образования и воспитания.

Функции педагогики:

§ описательная;

§ объяснительная;

§ диагностическая;

§ прогностическая;

§ проективно-констрктивная;

§ преобразовательная.

Основные категории педагогики:

§ воспитание;

§ обучение;

§ образование;

§ педагогическая деятельность;

§ педагогический процесс;

§ самообразование;

§ самовоспитание;

§ личность;

§ деятельность;

§ деятельность;

§ развитие;

§ формирование;

§ социализация;

§ педагогическая система;

§ педагогическая технология.

На современном этапе педагогика – это обширная наука, которая превратилась в разветвленную систему научных знаний, включает философию образования, история педагогики, дошкольную педагогику, специальные отрасли (тифто-, сурдо-, олигофренопедагогика).

Выделяются крупнейшие педагоги:

§ Китая, Индии, Египта – истоки педагогики;

§ Древней Греции: Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель;

§ Эпоха Возрождения: Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, де Фильтре;

§ Западная Европа: Я.А. Коменский, Джон Локк, Д. Дидро, К. Гельвеций, И. гольбах, Ж.Ж. Руссо, И. песталоции, И. Гербарт, А. Дистерверг, Джон Льюи;

§ России: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.В. Сухомлинский.

Основные категории педагогики и их взаимосвязь: воспитание, обучение, образование.

«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».
В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:
1) передает опыт, накопленный человечеством;
2) вводит в мир культуры;
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.
В свою очередь воспитанник:
1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
2) работает над собой;
3) обучается способам общения и манерам поведения.
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.
Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
При этом учитель:
1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
В свою очередь ученик:
1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
Третья категория педагогики — «образование» — понимается как:
1) ценность развивающегося человека и общества;
2) процесс обучения и воспитания человека;
3) как результат последнего;
4) как система.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: