Цель изучения темы – сформировать у студентов представление о педагогической и образовательной системах.
Задачи изучения темы:
1) рассмотреть понятие системы;
2) определить особенности системы педагогической;
3) выявить различия в семантических полях «образовательной», «педагогической» и «социально-педагогической» систем;
4) изучить критерии оценки педагогических систем.
Объем темы: 1 час.
Содержание темы:
Понятие системы. Сложноорганизованные динамические системы. Взаимодействие составляющих сложноорганизованных динамических систем, причины их развития.
Особенности педагогической системы. Структурные компоненты педагогической системы. Функциональные компоненты педагогических систем. Характеристика гностического, проективного, конструктивного, коммуникативного, организаторского функциональных компонентов. Взаимосвязь структурных и функциональных компонентов педагогических систем. Признаки сходства и различия педагогических систем. Иерархия педагогических систем.
|
|
Семантические поля «образовательной», «педагогической» и «социально-педагогической» систем.
Представление о функционировании и развитии педагогической (образовательной) системы.
Критерии оценки педагогических систем.
Методы: лекция.
Литература: 1, 2, 4, 6, 16, 33, 65, 80, 85, 86, 112.
Вопросы для самопроверки:
1) Что такое система?
2) В чём заключаются особенности педагогической системы?
3) Охарактеризуйте структурные и функциональные компоненты педагогической системы.
4) Чем похожи и непохожи между собой педагогические системы?
5) На каких критериях строится иерархия педагогических систем?
6) Различаете ли вы понятия «образовательная система», «педагогическая система» и «социально-педагогическая система»?
7) Каковы критерии оценки педагогических систем?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Выпишите из педагогических словарей, учебных пособий и периодических публикаций педагогического характера определения и авторские трактовки категории «система» с педагогической точки зрения.
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Системный подход в педагогике».
Тема 2. Сущность управления и педагогического менеджмента
Цель изучения темы – сформировать представление о сущности управления и педагогического менеджмента как особой деятельности.
Задачи изучения темы:
1) определить место управления среди других видов человеческой деятельности;
2) проследить в общих чертах историю развития теории научного управления;
3) раскрыть сущность основных понятий курса.
Объем темы: 4 часа.
|
|
Содержание темы:
Управление как условие развития динамической системы.
Понятие управления и педагогического менеджмента. Управление, его понятие и сущность. Основоположники теории научного управления (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, А. Файоль). Выдающиеся отечественные управленцы (А.А. Богданов, А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др.).
Современные тенденции управления. Структура управленческой деятельности. Функции управленческой деятельности (управленческий цикл): проектирование, планирование, организация, руководство, контроль и учёт, анализ. Универсальность функций управления. Общие принципы управления. Методы управления.
Научные школы управления. Механическая модель. Классическая теория. Теория человеческих отношений. Системный подход. Ситуационный подход. Процессный подход.
Процесс управления образованием. Специфика управления образованием. Объект, предмет и методы управления образованием.
Эволюция отечественной управленческой мысли в сфере образования. Решение задач управления школой в России в XVIII-XX вв. Управление образованием в условиях социально-экономических реформ.
Понятие менеджмента, педагогического менеджмента. Классификация целей менеджмента. Объекты и субъекты педагогического менеджмента. Системообразующие факторы и компоненты педагогического менеджмента. Основные задачи педагогического менеджмента.
Взаимосвязь структурно-функциональных компонентов системы с компонентами менеджмента.
Основные функции педагогического управления. Понятие и классификация функций педагогического управления. Теоретические и технологические аспекты функций управления образовательными системами. Принципы управления педагогическими системами.
Реформы в образовании. Влияние реформ на подходы к управлению образованием.
Методы: лекция, семинарское занятие.
Литература: 1, 2, 4, 6, 8, 11, 14, 17, 20, 21, 24, 27-31, 35, 37, 40, 50-52, 65, 68, 77, 82, 87-89, 107, 110, 121. 122, 124.
Вопросы для самопроверки:
1) Раскройте сущность управления. Каково его место среди других видов деятельности человека?
2) Охарактеризуйте основные тенденции в развитии управления на современном этапе.
3) Какова структура управленческой деятельности?
4) Опишите функции управленческой деятельности.
5) В чём заключается специфика науки управления образованием?
6) Кратко охарактеризуйте реформы образования в России, их направленность и эффективность.
7) В чем состоят особенности управления педагогическими системами?
8) Что такое педагогический менеджмент?
9) Перечислите и охарактеризуйте функции управления образовательными системами.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Пользуясь педагогическими словарями и учебными пособиями, составьте словарь всех категорий и дефиниций по теме.
2) Законспектируйте главу «Теория школьного управления в педагогической науке» из книги В.Ю. Кричевского «Очерки истории и теории управления образованием» (СПб.: СПбГУПМ, 2001. - С.5-18).
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Управление как самостоятельная предметная область».
2) Реферат на тему: «Виды управленческой деятельности».
3) Реферат на тему: «Эволюция теорий управления в образовании».