Тема 3. Система образования Российской Федерации

Цель изучения темы – сформировать у студентов целост­ное представление о системе образования нашей страны и об общих основах управления ею.

Задачи изучения темы:

1) рассмотреть сущность понятия «государственной системе образования» и государственно-общественной системы управления им;

2) осознать зависимость системы образования от социально-по­литического, экономического и культурного факторов;

3) изучить руководящие принципы управления образованием в России;

4) определить сущность деятельности, компетенцию и степень ответственности органов управления образованием различ­ных уровней.

Объем темы: 1 час.

Содержание темы:

Понятие о государственной системе образования как сово­купности образовательный программ и стандартов, сети образо­вательных учреждений и органовуправления образованием. Зависимость системы образования от социально-по­литического, экономического и культурного факторов. Современные концеп­ции перестройки системы образования и школы, пути их демо­кратизации и гуманизации.

Образовательные учреждения и их типология. Организа­ционно-правовые формы образовательных учреждений.

Государственно-общественная система управления об­разованием как сово­купность всех участников образовательного процесса, их органов управления и ор­ганов государственного управления образованием; нормативно-правовой базы, регла­ментирующей деятельность субъектов государственно-общест­венного управления образованием; процедур и механизмов их взаимодействия.

Система принципов государственной образовательной политики (гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие; единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных куль­тур; общедоступность образования и адаптивность системы об­разования к потребностям обучаемых; светский характер обра­зования в государственных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных уч­реждений).

Ведущие принципы развития государственно-обществен­ной системыуправления образованием (целостность, систем­ность, комплексность и оптимальное сочетание централизации и децентрализации).

Службы управления. Компетенция и ответственность ор­ганов управления образованием (федеральный, региональный, муниципальный уровни). Взаимодействие органов управления всех уровней. Сходства и различия в управлении на каждом уровне.

Сравнительный анализ систем образования России и ряда зарубежных стран.

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 6, 22, 23, 41, 48, 49, 58-62, 65, 66, 84-86, 112.

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое государственная система образования?

2) Какие типы образовательных учреждений вы знаете? Кратко охарактеризуйте каждый из них.

3) Какие организационно-правовые формы образовательных учреждений вы знаете?

4) Каковы ведущие принципы развития государственно-общест­венной системыуправления образованием?

5) Укажите функции управления системой образования и охарак­теризуйте их применительно для федерального, ре­гионального и муниципального уровней.

6) Как происходит разграничение компетенции между уровнями управления?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Сравните систему управления образованием в России по «Уставу учебных заведений, подведомых университетам» 1804 года и реформе 1828 годов. Какие основные выводы можно сделать в итоге? Могут ли эти выводы иметь значе­ние для осмысления проблем современного образования?

2) Определите и опишите возможности органов местного само­управления Бокситогорского (или Тихвинского) района в раз­витии муниципальной образовательной системы.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Система образования в России по Уставу 1804 года».

2) Реферат на тему: «Система образования в … (страна - на выбор студента).

Тема 4. Управление функционированием и развитием обра­зовательных систем.

Цель изучения темы – сформировать целостное пред­ставление студентов об управлении функционированием и раз­витием образовательных систем.

Задачи изучения темы:

1) рассмотреть понятие «функционирования» и «развития» обра­зовательных систем и определить принципиальную разницу между ними;

2) охарактеризовать условия управления функционированием и развитием образовательных систем на муниципальном и государственном уровнях;

3) изучить программы развития образования как средство разви­тия образовательной системы.

Объем темы: 1 час.

Содержание темы:

Понятие функционирования и развития образовательных систем. Создание средств и условий для функционирования и развития образовательных систем (нормативно-правовые, ре­сурсные, организационные). Характеристика условий и сравни­тельный анализ управления функционированием и развитием на муниципальном и государственном уровнях.

Инновационные процессы в управлении образованием. Нововведения в управлении на муниципальном и региональном уровнях.

Программа развития образования как средство развития образовательной системы. Технология проектирования развития образовательных систем. Особенности и различия федераль­ных, региональных и муниципальных программ развития обра­зовательных систем. Некоторые возможные структуры программ развития образовательных систем.

Методы: лекция.

Литература: 1, 2, 4-6, 26, 34, 42, 45, 53, 54, 58, 59, 65, 67, 78, 81, 85, 98, 102, 108, 112.

Вопросы для самопроверки:

1) В чём принципиальные отличия понятий «функционирова­ние» и «развитие» для образовательных систем?

2) Каковы условия функционирования и развития образователь­ных систем?

3) Охарактеризуйте управление развитием образовательной системы как инновационный процесс. Для чего нужны ново­введения в образовании?

4) Что является предпосылками для реализации нововведений в образовательных системах (ОУ, ступени образования)?

5) Охарактеризуйте программу развития образования как сред­ство развития образовательной системы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Ознакомьтесь с периодическими изданиями, адресованными управленцам школьного уровня (журналы «Директор школы», «Завуч», «Педагогические измерения»). Подго­товьте презентацию одного из них.

2) Охарактеризуйте инновационные процессы в образовании (на примере средних общеобразовательных учреждений Бокситогорского и Тихвинского районов).

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Основные подходы к управлению образо­вательными системами».

2) Реферат на тему: «Прогнозирование и проектирование в практике управления образовательными системами».

3) Реферат на тему: «Развитие муниципальной образователь­ной системы – основа создания условий для социально-эко­номического развития муниципального сообщества».

Тема 5. Школа как педагогическая система и объект управ­ления в контексте современных подходов к образованию.

Цель изучения темы – рассмотреть школу как педагогиче­скую систему и специфический объект управления в контексте современных подходов к образованию.

Задачи изучения темы:

1) рассмотреть системные, организационные, исторические, специфические особенности функционирования школы;

2) рассмотреть систему работы администрации школы с педаго­гическим коллективом;

3) изучить роль личности руководителя, его профессионализма и управленческой культуры в функционировании учебного заведения.

Объем темы: 6 часов.

Содержание темы:

Школа как педагогическая система и объект управления. Организация, порядок создания образовательного учреждения: регистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация. Ком­петенция и ответственность образовательного учреждения. Функции общеобразовательной школы.

Управление школой в дореволюционной России и в после­революционный период. Теория внутришкольного управления в 90-е годы XX в.

Особенности разных типов и видов школ как объектов управления. Строение школы. Основные подсистемы школы (образовательная, инновационная, обеспечивающая). Матери­ально-техническая база школ. Финансирование школы. Отчет­ность школы.

Специфика управленческой деятельности в системе руко­водства образованием и современной школой. Специфика внут­ришкольного управления. Система функций администрации школы. Директор и коллегиальное управление школой. Коллек­тивные органы руководства. Педагогический совет и совет школы. Планирование работы.

Педагогический коллектив как трудовой коллектив особого типа. Организационное строение педагогического коллектива. Формальная и неформальная структуры коллектива. Влияние социально-демографических и индивидуально-психологических особенностей на формирование организационной структуры пе­дагогического коллектива. Психологический климат и пути его создания. Конфликты в педагогическом коллективе.

Работа администрации школы с педагогическими кадрами. Принципы управления педагогическим коллективом (по В.М. Ли­зинскому): принцип Парето, «длинных вожжей», главного звена, делегирования, опережающего стимулирования, салями, апри­орного уважения к педагогу и к ребёнку, воспитания собой, вос­питания успехом, событийности, эстафеты.

Мотивационная среда школы. Стратегия и формы работы с учителем, неформальными и формальными группами учите­лей, педагогическим коллективом в целом. Социально-экономи­ческая и информационная защита учителя. Специфика работы с молодыми учителями. Профессиональная адаптация молодого учителя. Система повышения квалификации учительских кад­ров. Работа методических объединений.

Управленческая культура руководителя. Руководство как функция управления. Понятие культуры управления. Руководи­тель в системе управления.

Современные взгляды на деятельность руководителя. Требования к личности руководителя. Деятельностный подход к составлению профессиограммы руководителя школы. Качества эффективного руководителя. Роль субъективных качеств руко­водителя в управлении. Стили и методы руководства, их эффек­тивность. Сочетание стилей в управлении. Развитие творческих качеств руководителя. Школа как отражение личности её руко­водителя.

Методы: лекция, семинарское занятие.

Литература: 1, 2, 6, 7, 10, 13-15, 18, 19, 25, 27, 31-34, 36-39, 43, 44, 46, 47, 51, 52, 54-57, 62-65, 68-79, 83-85, 89-94, 96-101, 103-106, 109, 111, 113-119, 121, 123.

Вопросы для самопроверки:

1) Какова процедура создания образовательного учреждения?

2) Перечислите функции общеобразовательной школы.

3) Опишите особенности управления школой в дореволюцион­ной России и в послереволюционный период.

4) Охарактеризуйте теорию внутришкольного управления 90-х гг. XX в.

5) Каковы особенности разных типов и видов школ как объек­тов управления?

6) В чём заключается специфика внутришкольного управле­ния?

7) Как вы соотносите для себя проблему лидерства и желатель­ности коллегиального управления школой?

8) Охарактеризуйте педагогический коллектив как трудовой коллектив особого типа.

9) Перечислите принципы управления педагогическим коллекти­вом и дайте им краткую характеристику.

10) Что значит «руководить без конфликтов»?

11) Перечислите черты идеального, на ваш взгляд, лидера, управляющего педагогическим коллективом.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Что значит лидер в образовании? Подготовьте электронные презентации (2-3 на выбор студента) о выдающихся лидерах отечественной системы образования (В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, В.А. Караковский, Е.А. Ямбург и др.) и их ру­ководительском опыте.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Аттестация образовательного учрежде­ния как функция управления».

2) Реферат на тему: «Особенности управления образователь­ными учреждениями различных типов и видов» (на выбор студента: массовая школа, инновационное ОУ, коррекци­онно-развивающее ОУ).

3) Реферат на тему: «Влияние управленческой культуры руково­дителя на разви­тие образовательной системы».

4) Реферат на тему: «Содержание взаимодействия учителя с администрацией и коллегами».

5) Реферат на тему: «Роль и место учителя в системе управле­ния школой».

6) Реферат на тему: «Функции руководства деятельностью педа­гогического коллек­тива и учителя».

7) Реферат на тему: «Планирование работы школы: техноло­гия, виды и формы.

8) Реферат на тему: «Воспитательная работа в школе как сис­тема и управление ею».

9) Реферат на тему: «Управление инновационными процес­сами в школе».

10) Реферат на тему: «Особенности организации методической, научно-исследова­тельской и опытно-экспериментальной ра­боты в школе».

Тема 6. Взаимодействие социальных институтов в управле­нии образовательными системами.

Цель изучения темы – рассмотреть взаимодействие со­циальных институтов в управлении образовательными систе­мами как педагогический феномен.

Задачи изучения темы:

1) сформировать представление о школе как открытой социаль­ной системе;

2) определить роль социальных институтов в развитии образова­ния;

3) рассмотреть возможности, формы, направления сотрудниче­ства социальных институтов в управлении образователь­ными системами.

Объем темы: 1 час.

Содержание темы:

Школа – открытая система. Взаимодействие школы с внешней средой. Условия жизнедеятельности школы. Школа – составная часть социума.

Взаи­модействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Роль социальных институтов в развитии образования. Использование возможностей социаль­ных институтов в управлении образовательными системами.

Формы взаимодействия социальных институтов по управ­лению образовательными системами.

Оптимизация взаимодействия социальных институтов.

Программа развития образования как средство для коор­динации совместной деятельности социальных институтов по развитию образования на административной территории. Феде­ральные, региональные и муниципальные программы развития образования как средство развития (педагогических) образова­тельных систем.

Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности.

Методы: лекция, семинарское занятие.

Литература: 1, 2, 6, 65.

Вопросы для самопроверки:

1) Что означает утверждение о том, что школа – «открытая сис­тема»?

2) Является ли взаимодействие школы с внешней средой неотъ­емлемым условием её жизнедеятельности?

3) Какова роль социальных институтов в развитии образова­ния?

4) Охарактеризуйте формы взаимодействия социальных инсти­тутов по управлению образовательными системами.

5) В чём может заключаться оптимизация взаимодействия соци­альных институтов на современном этапе?

6) Каковы возможности школы как организующего центра совме­стной деятельности школы, семьи и общественности?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) На базе «родной» вам школы проведите самостоятельное мини-исследование (с помощью известных вам методов пе­дагогического исследования) по выявлению реалий во взаи­модействии социальных институтов в управлении образова­тельными системами: а) выявите отношение администрации школы, педагогов и родителей к вероятности и полезности контактов семьи и школы в контексте проблемы; б) опреде­лите, насколько велика роль взаимодействия семьи и школы в управлении школой.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Использование возможностей социаль­ных институтов в управлении образовательными систе­мами».

2) Реферат на тему: «Роль родительских комитетов в деле управления образовательным учреждением».

Тема 7. Анализ и коррекция деятельности учебного заведе­ния.

Цель изучения темы – сформировать представления об анализе и коррекции деятельности учебного заведения как о неотъемлемом условии эффективности управления им.

Задачи изучения темы:

1) рассмотреть понятие эффективности управления учрежде­нием образования;

2) изучить возможные направления повышения эффективности управления в учреждении образования;

3) усвоить систему знаний о квалификации и аттестации работни­ков образования школы.

Объем темы: 4 часа.

Содержание темы:

Понятие эффективности управления учреждением обра­зования. Основные критерии оценки эффективности управления в учреждении образования.

Цель, задачи, виды и содержание педагогической диагно­стики и анализа деятельности школы. Самооценка результатив­ности организационно-педагогической деятельности – основа её самосовершенствования.

Организация внутришкольного контроля и педагогической диагностики.

Демократизация системы контроля за деятельностью школы. Самоаттестация учебных заведений.

Повышение квалификации и аттестация работников об­разования школы. Система повышения квалификации руково­дящих и педагогических кадров (цель, структура, содержание). Понятие «аттестация кадров». Основные требования, предъяв­ляемые к аттестации (технологичность, минимальное отвлече­ние от педагогического процесса, корректность, соблюдение этических норм).

Структура информационного обеспечения аттестации пе­дагога (результаты повышения квалификации, результаты обра­зовательного процесса, оценка методической работы, рейтинг в коллективе).

Оценка коммуникативной культуры: направленность и цели педагогической деятельности; формы и методы; стиль об­щения; психолого-педагогические умения; статус в образова­тельном учреждении; речевая культура.

Оценка уровня сформированности профессиональной деятельности педагога: степень выполнения должностных обя­занностей.

Оценка результативности профессиональной деятельно­сти: степень обученности учащихся; оценка индивидуальных достижений учащихся и созданных педагогических условий; уро­вень методического обеспечения учебного процесса.

Методики оценки результатов деятельности педагога.

Методы: лекция, семинарское занятие.

Литература: 1, 2, 9, 12, 57, 62, 65, 76, 95, 96, 116, 119, 120.

Вопросы для самопроверки:

1) В чём заключается сущность понятия «эффективность» по отношению к деятельности по управлению учебным заведе­нием?

2) Что такое самоаттестация учебного заведения?

3) Перечислите основные формы повышения квалификации учителей и руководителей общеобразовательных школ.

4) Изложите основные положения аттестации педагогических и руководящих работников сферы общего образования.

5) Какие предусмотрены формы стимулирования деятельности учителей по результатам аттестации?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) На основе полученных знаний и своего школьного опыта оце­ните коммуникативную культуру учителей школы, в кото­рой вы учились.

2) Предложите свою систему оценки (критерии и показатели) результатов деятельности педагогов и руководителей обще­образовательных учреждений.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Демократизация системы контроля за деятельностью школы».

2) Реферат на тему: «Виды и формы педагогического кон­троля».

3) Реферат на тему: «Основные критерии оценки деятельности учителя».

4) Реферат на тему: «Аттестация педагогов: цели, сущность, необходимая документация».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: