Цель изучения темы – сформировать у студентов целостное представление о системе образования нашей страны и об общих основах управления ею.
Задачи изучения темы:
1) рассмотреть сущность понятия «государственной системе образования» и государственно-общественной системы управления им;
2) осознать зависимость системы образования от социально-политического, экономического и культурного факторов;
3) изучить руководящие принципы управления образованием в России;
4) определить сущность деятельности, компетенцию и степень ответственности органов управления образованием различных уровней.
Объем темы: 1 час.
Содержание темы:
Понятие о государственной системе образования как совокупности образовательный программ и стандартов, сети образовательных учреждений и органовуправления образованием. Зависимость системы образования от социально-политического, экономического и культурного факторов. Современные концепции перестройки системы образования и школы, пути их демократизации и гуманизации.
|
|
Образовательные учреждения и их типология. Организационно-правовые формы образовательных учреждений.
Государственно-общественная система управления образованием как совокупность всех участников образовательного процесса, их органов управления и органов государственного управления образованием; нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием; процедур и механизмов их взаимодействия.
Система принципов государственной образовательной политики (гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие; единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур; общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений).
Ведущие принципы развития государственно-общественной системыуправления образованием (целостность, системность, комплексность и оптимальное сочетание централизации и децентрализации).
Службы управления. Компетенция и ответственность органов управления образованием (федеральный, региональный, муниципальный уровни). Взаимодействие органов управления всех уровней. Сходства и различия в управлении на каждом уровне.
Сравнительный анализ систем образования России и ряда зарубежных стран.
|
|
Методы: лекция.
Литература: 1-3, 6, 22, 23, 41, 48, 49, 58-62, 65, 66, 84-86, 112.
Вопросы для самопроверки:
1) Что такое государственная система образования?
2) Какие типы образовательных учреждений вы знаете? Кратко охарактеризуйте каждый из них.
3) Какие организационно-правовые формы образовательных учреждений вы знаете?
4) Каковы ведущие принципы развития государственно-общественной системыуправления образованием?
5) Укажите функции управления системой образования и охарактеризуйте их применительно для федерального, регионального и муниципального уровней.
6) Как происходит разграничение компетенции между уровнями управления?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Сравните систему управления образованием в России по «Уставу учебных заведений, подведомых университетам» 1804 года и реформе 1828 годов. Какие основные выводы можно сделать в итоге? Могут ли эти выводы иметь значение для осмысления проблем современного образования?
2) Определите и опишите возможности органов местного самоуправления Бокситогорского (или Тихвинского) района в развитии муниципальной образовательной системы.
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Система образования в России по Уставу 1804 года».
2) Реферат на тему: «Система образования в … (страна - на выбор студента).
Тема 4. Управление функционированием и развитием образовательных систем.
Цель изучения темы – сформировать целостное представление студентов об управлении функционированием и развитием образовательных систем.
Задачи изучения темы:
1) рассмотреть понятие «функционирования» и «развития» образовательных систем и определить принципиальную разницу между ними;
2) охарактеризовать условия управления функционированием и развитием образовательных систем на муниципальном и государственном уровнях;
3) изучить программы развития образования как средство развития образовательной системы.
Объем темы: 1 час.
Содержание темы:
Понятие функционирования и развития образовательных систем. Создание средств и условий для функционирования и развития образовательных систем (нормативно-правовые, ресурсные, организационные). Характеристика условий и сравнительный анализ управления функционированием и развитием на муниципальном и государственном уровнях.
Инновационные процессы в управлении образованием. Нововведения в управлении на муниципальном и региональном уровнях.
Программа развития образования как средство развития образовательной системы. Технология проектирования развития образовательных систем. Особенности и различия федеральных, региональных и муниципальных программ развития образовательных систем. Некоторые возможные структуры программ развития образовательных систем.
Методы: лекция.
Литература: 1, 2, 4-6, 26, 34, 42, 45, 53, 54, 58, 59, 65, 67, 78, 81, 85, 98, 102, 108, 112.
Вопросы для самопроверки:
1) В чём принципиальные отличия понятий «функционирование» и «развитие» для образовательных систем?
2) Каковы условия функционирования и развития образовательных систем?
3) Охарактеризуйте управление развитием образовательной системы как инновационный процесс. Для чего нужны нововведения в образовании?
4) Что является предпосылками для реализации нововведений в образовательных системах (ОУ, ступени образования)?
5) Охарактеризуйте программу развития образования как средство развития образовательной системы.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Ознакомьтесь с периодическими изданиями, адресованными управленцам школьного уровня (журналы «Директор школы», «Завуч», «Педагогические измерения»). Подготовьте презентацию одного из них.
2) Охарактеризуйте инновационные процессы в образовании (на примере средних общеобразовательных учреждений Бокситогорского и Тихвинского районов).
|
|
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Основные подходы к управлению образовательными системами».
2) Реферат на тему: «Прогнозирование и проектирование в практике управления образовательными системами».
3) Реферат на тему: «Развитие муниципальной образовательной системы – основа создания условий для социально-экономического развития муниципального сообщества».
Тема 5. Школа как педагогическая система и объект управления в контексте современных подходов к образованию.
Цель изучения темы – рассмотреть школу как педагогическую систему и специфический объект управления в контексте современных подходов к образованию.
Задачи изучения темы:
1) рассмотреть системные, организационные, исторические, специфические особенности функционирования школы;
2) рассмотреть систему работы администрации школы с педагогическим коллективом;
3) изучить роль личности руководителя, его профессионализма и управленческой культуры в функционировании учебного заведения.
Объем темы: 6 часов.
Содержание темы:
Школа как педагогическая система и объект управления. Организация, порядок создания образовательного учреждения: регистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация. Компетенция и ответственность образовательного учреждения. Функции общеобразовательной школы.
Управление школой в дореволюционной России и в послереволюционный период. Теория внутришкольного управления в 90-е годы XX в.
Особенности разных типов и видов школ как объектов управления. Строение школы. Основные подсистемы школы (образовательная, инновационная, обеспечивающая). Материально-техническая база школ. Финансирование школы. Отчетность школы.
Специфика управленческой деятельности в системе руководства образованием и современной школой. Специфика внутришкольного управления. Система функций администрации школы. Директор и коллегиальное управление школой. Коллективные органы руководства. Педагогический совет и совет школы. Планирование работы.
|
|
Педагогический коллектив как трудовой коллектив особого типа. Организационное строение педагогического коллектива. Формальная и неформальная структуры коллектива. Влияние социально-демографических и индивидуально-психологических особенностей на формирование организационной структуры педагогического коллектива. Психологический климат и пути его создания. Конфликты в педагогическом коллективе.
Работа администрации школы с педагогическими кадрами. Принципы управления педагогическим коллективом (по В.М. Лизинскому): принцип Парето, «длинных вожжей», главного звена, делегирования, опережающего стимулирования, салями, априорного уважения к педагогу и к ребёнку, воспитания собой, воспитания успехом, событийности, эстафеты.
Мотивационная среда школы. Стратегия и формы работы с учителем, неформальными и формальными группами учителей, педагогическим коллективом в целом. Социально-экономическая и информационная защита учителя. Специфика работы с молодыми учителями. Профессиональная адаптация молодого учителя. Система повышения квалификации учительских кадров. Работа методических объединений.
Управленческая культура руководителя. Руководство как функция управления. Понятие культуры управления. Руководитель в системе управления.
Современные взгляды на деятельность руководителя. Требования к личности руководителя. Деятельностный подход к составлению профессиограммы руководителя школы. Качества эффективного руководителя. Роль субъективных качеств руководителя в управлении. Стили и методы руководства, их эффективность. Сочетание стилей в управлении. Развитие творческих качеств руководителя. Школа как отражение личности её руководителя.
Методы: лекция, семинарское занятие.
Литература: 1, 2, 6, 7, 10, 13-15, 18, 19, 25, 27, 31-34, 36-39, 43, 44, 46, 47, 51, 52, 54-57, 62-65, 68-79, 83-85, 89-94, 96-101, 103-106, 109, 111, 113-119, 121, 123.
Вопросы для самопроверки:
1) Какова процедура создания образовательного учреждения?
2) Перечислите функции общеобразовательной школы.
3) Опишите особенности управления школой в дореволюционной России и в послереволюционный период.
4) Охарактеризуйте теорию внутришкольного управления 90-х гг. XX в.
5) Каковы особенности разных типов и видов школ как объектов управления?
6) В чём заключается специфика внутришкольного управления?
7) Как вы соотносите для себя проблему лидерства и желательности коллегиального управления школой?
8) Охарактеризуйте педагогический коллектив как трудовой коллектив особого типа.
9) Перечислите принципы управления педагогическим коллективом и дайте им краткую характеристику.
10) Что значит «руководить без конфликтов»?
11) Перечислите черты идеального, на ваш взгляд, лидера, управляющего педагогическим коллективом.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Что значит лидер в образовании? Подготовьте электронные презентации (2-3 на выбор студента) о выдающихся лидерах отечественной системы образования (В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, В.А. Караковский, Е.А. Ямбург и др.) и их руководительском опыте.
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Аттестация образовательного учреждения как функция управления».
2) Реферат на тему: «Особенности управления образовательными учреждениями различных типов и видов» (на выбор студента: массовая школа, инновационное ОУ, коррекционно-развивающее ОУ).
3) Реферат на тему: «Влияние управленческой культуры руководителя на развитие образовательной системы».
4) Реферат на тему: «Содержание взаимодействия учителя с администрацией и коллегами».
5) Реферат на тему: «Роль и место учителя в системе управления школой».
6) Реферат на тему: «Функции руководства деятельностью педагогического коллектива и учителя».
7) Реферат на тему: «Планирование работы школы: технология, виды и формы.
8) Реферат на тему: «Воспитательная работа в школе как система и управление ею».
9) Реферат на тему: «Управление инновационными процессами в школе».
10) Реферат на тему: «Особенности организации методической, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в школе».
Тема 6. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.
Цель изучения темы – рассмотреть взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами как педагогический феномен.
Задачи изучения темы:
1) сформировать представление о школе как открытой социальной системе;
2) определить роль социальных институтов в развитии образования;
3) рассмотреть возможности, формы, направления сотрудничества социальных институтов в управлении образовательными системами.
Объем темы: 1 час.
Содержание темы:
Школа – открытая система. Взаимодействие школы с внешней средой. Условия жизнедеятельности школы. Школа – составная часть социума.
Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Роль социальных институтов в развитии образования. Использование возможностей социальных институтов в управлении образовательными системами.
Формы взаимодействия социальных институтов по управлению образовательными системами.
Оптимизация взаимодействия социальных институтов.
Программа развития образования как средство для координации совместной деятельности социальных институтов по развитию образования на административной территории. Федеральные, региональные и муниципальные программы развития образования как средство развития (педагогических) образовательных систем.
Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности.
Методы: лекция, семинарское занятие.
Литература: 1, 2, 6, 65.
Вопросы для самопроверки:
1) Что означает утверждение о том, что школа – «открытая система»?
2) Является ли взаимодействие школы с внешней средой неотъемлемым условием её жизнедеятельности?
3) Какова роль социальных институтов в развитии образования?
4) Охарактеризуйте формы взаимодействия социальных институтов по управлению образовательными системами.
5) В чём может заключаться оптимизация взаимодействия социальных институтов на современном этапе?
6) Каковы возможности школы как организующего центра совместной деятельности школы, семьи и общественности?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) На базе «родной» вам школы проведите самостоятельное мини-исследование (с помощью известных вам методов педагогического исследования) по выявлению реалий во взаимодействии социальных институтов в управлении образовательными системами: а) выявите отношение администрации школы, педагогов и родителей к вероятности и полезности контактов семьи и школы в контексте проблемы; б) определите, насколько велика роль взаимодействия семьи и школы в управлении школой.
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Использование возможностей социальных институтов в управлении образовательными системами».
2) Реферат на тему: «Роль родительских комитетов в деле управления образовательным учреждением».
Тема 7. Анализ и коррекция деятельности учебного заведения.
Цель изучения темы – сформировать представления об анализе и коррекции деятельности учебного заведения как о неотъемлемом условии эффективности управления им.
Задачи изучения темы:
1) рассмотреть понятие эффективности управления учреждением образования;
2) изучить возможные направления повышения эффективности управления в учреждении образования;
3) усвоить систему знаний о квалификации и аттестации работников образования школы.
Объем темы: 4 часа.
Содержание темы:
Понятие эффективности управления учреждением образования. Основные критерии оценки эффективности управления в учреждении образования.
Цель, задачи, виды и содержание педагогической диагностики и анализа деятельности школы. Самооценка результативности организационно-педагогической деятельности – основа её самосовершенствования.
Организация внутришкольного контроля и педагогической диагностики.
Демократизация системы контроля за деятельностью школы. Самоаттестация учебных заведений.
Повышение квалификации и аттестация работников образования школы. Система повышения квалификации руководящих и педагогических кадров (цель, структура, содержание). Понятие «аттестация кадров». Основные требования, предъявляемые к аттестации (технологичность, минимальное отвлечение от педагогического процесса, корректность, соблюдение этических норм).
Структура информационного обеспечения аттестации педагога (результаты повышения квалификации, результаты образовательного процесса, оценка методической работы, рейтинг в коллективе).
Оценка коммуникативной культуры: направленность и цели педагогической деятельности; формы и методы; стиль общения; психолого-педагогические умения; статус в образовательном учреждении; речевая культура.
Оценка уровня сформированности профессиональной деятельности педагога: степень выполнения должностных обязанностей.
Оценка результативности профессиональной деятельности: степень обученности учащихся; оценка индивидуальных достижений учащихся и созданных педагогических условий; уровень методического обеспечения учебного процесса.
Методики оценки результатов деятельности педагога.
Методы: лекция, семинарское занятие.
Литература: 1, 2, 9, 12, 57, 62, 65, 76, 95, 96, 116, 119, 120.
Вопросы для самопроверки:
1) В чём заключается сущность понятия «эффективность» по отношению к деятельности по управлению учебным заведением?
2) Что такое самоаттестация учебного заведения?
3) Перечислите основные формы повышения квалификации учителей и руководителей общеобразовательных школ.
4) Изложите основные положения аттестации педагогических и руководящих работников сферы общего образования.
5) Какие предусмотрены формы стимулирования деятельности учителей по результатам аттестации?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) На основе полученных знаний и своего школьного опыта оцените коммуникативную культуру учителей школы, в которой вы учились.
2) Предложите свою систему оценки (критерии и показатели) результатов деятельности педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений.
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Демократизация системы контроля за деятельностью школы».
2) Реферат на тему: «Виды и формы педагогического контроля».
3) Реферат на тему: «Основные критерии оценки деятельности учителя».
4) Реферат на тему: «Аттестация педагогов: цели, сущность, необходимая документация».