Условия правильного воспитания детей в семье

Важ­нейшая роль принадлежит авторитету и личному примеру ро­дителей, их педагогическому такту, культуре быта в семье, зна­нию возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добро­вольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам.

А. С. Макаренко вскрыл сущность истинного и виды ложного авторитета. Истинный гражданский авторитет определяется об­щественным лицом родителей, их отношением к труду и общест­венной собственности, их поведением в семье и отношением к семейным обязанностям, к ребенку, к его воспитанию. Авторитет родителей завоевывается и в общественно-бытовых делах: участие в благоустройстве двора, оказание помощи детскому саду, школе.

Воспитательная сила личного примера родителей обусловле­на психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требователь­ный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания. «Ваше собственное по­ведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспиты­ваете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках роди­телей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоян­ны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь. Особое значение имеет отношение родителей к воспитателям детского сада и учителям школы. Родителям необходимо поддерживать авторитет педагогов, чутко прислуши­ваться к их требованиям.

Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствовать укреплению дружеских отноше­ний. Детям нужна разумная и требовательная родительская лю­бовь, которая приучала бы их к выполнению различных обязан­ностей по отношению к товарищам, к окружающим взрослым, к своим родным и помогала бы выработать положительные чер­ты характера и навыки поведения.

Педагогический родителей такт — это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффектив­ные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства.

Педагогический такт — это своего рода мастерство, кото­рому нужно учить родителей так же, как и воспитателей. А. С. Ма­каренко включал в него организацию характера, поведения, спе­циальные знания и навыки (постановка голоса, владение ми­микой, умение читать на лице ребенка признаки душевных дви­жений, играть, подобно артисту, шутить, быть веселым и серди­тым и т. д.). При этом он придавал большое значение инди­видуальному подходу к каждой отдельной личности, анализу и учету конкретных случаев, утверждая, что в воспитании не может быть шаблона и рецептуры, требовал использования раз­личных приемов. Педагогический такт проявляется и при оценке поступков детей. Такт роди­телей тесно связан с тактом детей — с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном от­ношении к людям.

В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между чле­нами семьи, уважение друг друга, а также разумная органи­зация всей жизни семьи: домашней обстановки, общих дел, досуга. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния. Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно организована: нарушается режим, отсутствует четкое распределение обязанностей между взрослы­ми, незанятые дети предоставлены самим себе и т. д. Отри­цательно сказываются на характере и нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрас­судки и суеверия.

На воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований. В каждой семье необходимо создать ребенку условия для правильного развития: выделить уголок для игр и занятий, индивидуальную кровать, полотенце, посуду, место для хранения одежды и обуви. Дети должны соблюдать чистоту и порядок в домашней обстановке, бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Именно в семье закладываются основы коммунистического отношения к общественной собственности, к народному добру.

Правильное распределение денежных средств в семье, ра­зумное планирование расходов с учетом нужд каждого члена семьи и общих потребностей ведут к организованности и поряд­ку, повышают культуру быта. Детей необходимо вовлекать в решение практических дел, давать эпизодические и постоянные поручения купить что-либо для семьи, тактично проверяя стоимость покупки и сдачу, кон­тролировать расходы «карманных денег», чтобы предупредить развитие дурных привычек (накопление, мотовство, хищение).

Осведомленность родителей о физиологических и психоло­гических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправ­ленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность общения. Специальные педагогические зна­ния помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков. Особенно важно способствовать развитию самостоятельности ребенка, упражнять его в преодолении трудностей, укреплять его волю. Излишняя опека со стороны родителей сдерживает активность, вызывает конфликты, мешает освоиться с положением в среде сверстников


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: