Индивидуальная конкурентноспособная
(ресурсная) (социальная)
1. Терминальные способности - индивидуально – психологические особенности человека;
2. Инструментальные способности – способы (психологические ресурсы), с помощью которых человек достигает успеха в реализации самого себя.
a) Общие (перцептивные) способности;
b) Специальные способности:
- Эмоциональные
- Волевые
- Мнемические, аттенционные (способности внимания)
- Имажинативные (представления)
Классификация (Н.В. Кузьмина):
Уровни способностей
Перцептивно – Проективные:
рефлексивные: - гностические способности
- чувство объекта - проектировочные
- Чувство меры или такта - конструктивные
- Чувство причастности - коммуникативные
- организаторские
Для А.К. Марковой оценка эффективности труда учителя – оценка его компетентности.
Профессиональная компетентность предполагает сформированность педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога.
Позиции педагогического взаимодействия:
|
|
- Позиция моносубъектной педагогики – учитель как руководитель, ученик как подчиненный; авторитет власти.
- Гуманистическое педагогическое взаимодействие (личностное) – взаимодействие взрослого и ребёнка, «с ребёнком – к ценностям общества».
Принципы организации гуманистического взаимодействия :
• Принцип диалогизации взаимодействия – ведущий принцип; позиция сотрудничества.
• Принцип проблематизации
• Принцип индивидуализации
• Принцип персонификации - требует адекватного выражения чувств и переживаний.