Униформа (общие моменты)

Для начала давайте условимся, что нас будет интересовать форма одежды армейских казаков - Гвардия, за её малочисленностью, рассматриваться не будет.

Приступая к описанию внешнего вида казаков, мне бы хотелось напомнить читателям, что в отличии от всей Русской Императорской Армии, казаки всех войск (кавказских, в том числе) выходя на военную службу, полностью экипировались за свой счёт.

По арматурному списку каждый кавказский казак должен был приобрести за свои деньги (помимо строевого коня, половину стоимости которого оплачивало государство): три черкески, три бешмета, три папахи, трое шаровар, две пары сапог, бурку, башлык, шубу, седло с полным прибором (сбруей), набор для починки и чистки обуви, одежды и седла, три пары белья, два полотенца, носовые платки, шерстяные перчатки, шашку, кинжал с поясом, ковровые перемётные сумы, кавказскую плеть и сундук для хранения всех этих вещей. От казны, в полку, казак получал лишь винтовку, патроны, подковы, валенки и постельные принадлежности.

Всё перечисленное относится к конным полкам. У пластунов этот список был несколько скромнее – конского снаряжения не было, так же как и шашки (шашки в пластунских батальонах были только у вахмистров и офицеров).

Чтобы понять, во что обходилось казаку собраться на военную службу, приведу несколько цифр. Пошить одну черкеску стоило около 22 руб. (серебром), а строевой конь – 200-220 руб. Для примера – в то время пуд отсеянной пшеницы стоил 80 коп., аршин ситца – 12 коп.

Как многие, наверное, уже знают, форма кавказских казаков кардинально отличалась от формы остальных (степовых) казачьих войск. Если вкратце - их форма состояла из следующих основных элементов: бешмет, черкеска, папаха, шаровары, сапоги (наговицы), башлык, бурка, зимняя форма.

Кроме формы одежды, кавказские казаки отличались от степовых и вооружением. У терцев и кубанцев не было пик, зато были кинжалы, а вместо обычных казачьих шашек (обр. 1881 г.) были шашки кавказского типа (обр. 1904 г.). По поводу пик - ради справедливости стоит уточнить, что на каждую сотню все же давалась одна пика (обр. 1910 г. – принятая на вооружение в 1913 г., или обр. 1862 г.), на которой был укреплён сотенный значок, который должен был находится всегда рядом с командиром сотни. Таким образом, на каждый полк давалось 6 пик. Но в качестве оружия их никогда не использовали, т.к. кавказские казаки этому виду оружия не обучались (оружие будет рассмотрено более подробно в соответствующей главе).

Приступая к описанию униформы кавказских казаков, и чтобы лучше понять природу различия в их внешнем виде, я хотел бы вкратце рассказать о различии в их психологии.

Как я уже говорил раньше, кубанцы-«черноморцы» всегда тяготели к своей исторической родине – Запорожской Сечи. Недаром часто от них можно было услышать: «…Мы таманьци…запорожци…Украина наша маты».

И ещё один характерный эпизод (описанный Ф. Елисеевым, тогда хорунжим 1-го Кавказского казачьего полка ККВ на Кавказском фронте), показывающий насколько отличалось мировоззрение «черноморцев» и «линейцев»:

«…Пятая сотня 1-го Черноморского полка весело ужинает со своим командиром есаулом Левандовским. С запорожскими усами, в добротной черкеске и при оружии, сидя на бурках среди своих офицеров, отличным баритоном он запевает песни, и сотенный хор казаков дружно подхватывает их, словно перекликаясь с ним, со своим командиром. Поют казаки отлично и весело, словно и нет войны. Такое веселье, да ещё и под выстрелы авангардного полка, нам понравилось и удивило. В нашем полку этого не могло быть. В нашем полку царило священное сознание, что мы выступили на войну, каждый день несёт опасность, поэтому надо быть всегда начеку и душу свою держать в чистоте, в посте, так как над нею сейчас витает смерть. Офицеры-черноморцы войну понимали, видимо, иначе. Дух былого бесшабашного запорожского казачества глубоко сидел в их существе…».

И это различие проявлялось очень во многом: в манере говорить, в любимых танцах, в манере одеваться, в отношении к своим командирам и воинской службе, и т.д. Для нас же важно то, что образ мыслей и воспитание «черноморцев» с одной стороны, и «линейцев» и терцев с другой, отражалось и на внешнем виде военной формы, а так же манере её носить.

Теперь несколько слов об основных понятиях в названиях видов формы казаков. В качестве официальных названий, в различных приказах, существовало два вида – форменная (т.е. установленная приказами) – применявшаяся в качестве парадной и выходной, и партикулярная, т.е. повседневная (вседневная), в том числе использовавшаяся и как походная.

Папаха

Всем кавказским казакам, не зависимо от звания, для постоянного ношения при казачьей форме были присвоены папахи. Их носили при всех видах формы: парадной, повседневной, походной и т.д. Цвет, фасон и размер парадных папах устанавливало Военное Ведомство, а для всех остальных случаев казакам разрешалось носить папахи произвольного образца.

В то время в различных военных инстанциях периодически рождались идеи о замене папах на фуражки, но дальше проектов это не шло. Чтобы понять причину этого, прочитаем фрагмент из официальной переписки в 1905 году атамана ККВ с начальником штаба Кавказского военного округа:

«…Папаха имеет за собою долгий опыт как военного, так и мирного времени и составляет традиционный головной убор, не только форменный в частях Кавказских казачьих войск, но издавна принятый и кубанским казачьим населением; папаха предохраняет голову от теплового воздействия солнечных лучей, почему носится круглый год туземцами самых жарких частей Кавказского края, поэтому замена на летнее время папахи солдатскою фуражкой с чехлом не вызывается необходимостью и представляется нежелательною. Ссылка на негигиеничность грязной папахи может быть в одинаковой степени отнесена ко всякому грязно содержимому головному убору, не исключая и грязной фуражки…».

Для кавказских казачьих войск (Пр. по Воен. Вед. №121 / 1882 г., №199 / 1885 г.) были официально установлены папахи чёрного бараньего меха с суконным верхом войскового цвета: в Кубанском – алого, в Терском – синего (фото 1). В казачьей артиллерии и конно-сапёрных командах обоих войск – папахи с алым верхом, у пластунов с малиновым. Высота мехового околыша папахи была установлена в 3 вершка (1 вершок = 4,445 см).

Верх папах (колпак) сшивался из четырёх треугольных частей и у офицеров обшивался над меховым околышем по кругу и по швам (крестообразно) узким галуном. Цвет галуна был следующий:

конные полки и дивизионы ККВ – серебряный,
пластунские батальоны и местные команды ККВ – золотой,
конные полки и местные команды ТКВ – серебряный,
артиллерия ККВ и ТКВ – золотой,
конно-сапёрные команды ККВ и ТКВ – серебряный.

У урядников обшивка шла только по швам, а у простых казаков – без обшивки. На парадной папахе в обязательном порядке крепилась кокарда (Пр. по Воен. Вед. №313 (1881 г.) по середине мехового околыша, и знак отличия приборного цвета (кому положен) посередине, между кокардой и верхним краем меха. При выходной, походной и других видах форм кокард и знаков отличия не носили.

Офицерский галун, нашиваемый на папаху, имел посередине тонкую полоску войскового цвета (фото 2): у кубанцев – алую, у терцев – синюю.

По поводу высоты папахи следует пояснить: первоначально (Пр. по Воен. Вед от 14 декабря 1871 г.) она была установлена в 4 ½ вершка, но в 1882 г. (как было сказано выше) её уменьшили до 3 вершков. Но, судя по многочисленным фотографиям, папах такой высоты почти не встречалось. Почти все носили от 4 вершков и выше.

В качестве повседневных казаки обычно использовали папахи самого разнообразного вида и фасона. При этом, как правило, в одной сотне (а порой и в полку), командиры старались ввести некое единообразие, что всегда положительно сказывалось на красоте строя. У офицеров во всех полках преобладали папахи чёрного, белого и серого цвета, у нижних чинов цвет мог быть любой (встречались даже рыжие и с пятнами). В военное время цветной верх папах можно было встретить у многих офицеров (причём далеко не всегда войскового цвет и с галунной обшивкой), а вот у простых казаков он мог быть как цветным, так и из ткани защитного цвета.

Если говорить о размере папах, то для предвоенного периода для простых казаков характерны высокие папахи. Казачья мода и своеобразный «шик» порой доводили их высоту до немыслимых размеров (фото 3). Но, с началом боевых действий, вся подобная «красота» достаточно быстро уступила место «рациональности» и высота папах стала очень близкой к уставной.

Сразу нужно отметить, что у кубанских офицеров «черноморцев» с одной стороны, и «линейцев» (так же как и у терцев) с другой, взгляд на внешний вид папах был несколько различным.

Учитывая историческую особенность «черноморцев», становится понятно, почему их мода на ношение элементов традиционного костюма, поведение в быту и на фронте, всегда были, как бы с «украинским акцентом». Это особенно хорошо видно по документальным фотографиям. Посмотрим на эту фотографию - ну, чем не былинные запорожцы! (фото 4).

В среде же кубанцев-«линейцев» и терских казаков всегда особым шиком считалось походить на горцев. Причём, в отношении папахи это проявлялось обычно либо в подражании абрекам – лохматые папахи с длинным ворсом (фото 5), либо в подражании горским князьям – небольшие каракулевые папахи (фото 6). Кроме этого, среди некоторых офицеров были популярны очень маленькие папахи, так называемые «осетинские» (фото 7).

Для примера хочу привести ещё одну очень интересную фотографию, на которой изображены офицеры 1-го Кавказского казачьего полка ККВ со своими полковыми дамами (1916 г.) (фото 8). На снимке хорошо видно, что у всех офицеров надеты папахи самых разнообразных цветов и форм, в том числе и вышеперечисленные – большие лохматые и маленькие каракулевые. При этом хорошо заметно влияние «горской» моды – как в фасонах папах, так и в манере их носить. Особенно, что вполне объяснимо, у полковой молодёжи – хорунжих и подъесаулов. При этом можно заметить, что самый старший офицер на этой фотографии - помощник командира полка войсковой старшина И.Т. Бабаев (с орденом «Св. Владимира с мечами» на газырях и со «Станиславом с мечами» на шее), мало заботится о том, насколько он похож на «настоящего» горца. В то же время молодёжь, особенно хорунжий А. Косульников и подъесаул А. Винников (соответственно, сидящий на бурке в центре и стоящий с правого края) явно стараются выглядеть «а ля горский князь».

Всё перечисленное характерно в первую очередь для офицеров, так как от нижних чинов всё же более строго требовалось определённое единообразие и соблюдение уставной формы.

18 октября 1915 г. выходит приказ Военного Ведомства №561, в котором, в частности, о казачьих папахах говорится следующее – «…папахи для всех казачьих войск, как для степовых, так и для кавказских, разрешить строить из серого искусственного барашка и без отличий приборного сукна, как то принято для пехотной папахи…». Кроме этого, предписывалось отпускать на летнее время кавказским войскам и защитные фуражки.

И если «солдатские» папахи из «искусственного барашка» ещё встречались в казачьих частях (в основном в пластунских батальонах), то фуражки у кавказцев при казачьей форме так и остались «на бумаге». Впрочем, учитывая пренебрежительное прозвище – «картузники», которое дали казаки пехоте, можно понять их отношение к попытке замены их исконных головных уборов на фуражки. Ведь папаха была не просто частью воинской формы, а неким символом казачьего достоинства, точно так же, как синие фуражки с красным околышем и алые лампасы у донских казаков.

Всё вышесказанное относится как к ПМВ, так и к периоду Гражданской войны. Там точно так же, можно было встретить папахи всех мыслимых расцветок и фасонов. Для Гражданской войны, помимо общеупотребимых видов униформы, характерно и появление особых, установленных только для конкретных воинских подразделений именно в тот период. Как пример - небольшие белые папахи Корниловского казачьего полка ККВ и папахи из волчьих шкур личного конвоя генерала Шкуро (выросшего позднее до численности полка).

И ещё одно пояснение. Несмотря на то, что в книгах и фильмах советского периода, рассказывающих о Гражданской войне, постоянно мелькает название «кубанка», в то время такого термина не существовало. Маленькие каракулевые папахи стали так называть практически уже в самом конце «белой борьбы», а закрепилось это название уже в первые годы эмиграции, а так же и в России, в частях казаков Красной Армии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: