Литературно-художественные издания

ЗАДАНИЕ: Разработайте программу небольшого издательства художественной литературы.

Функции художественной литературы, значимые для редакторского анализа: • эстетические; • этические; • коммуникативные; • познавательные; • управляющие.

Эстетическое отношение к действительности предполагает способность к сопереживанию, стремление к гармонии, желание сохранить лучшее.

Этические функции определяют ценностные ориентиры личности, связаны с требованиями морали. Редактор определяет соответствие системы оценок общественным нормам.

Коммуникативные функции – взаимодействие автора и читателя.

Познавательные функции позволяют читателю познать себя, окружающий мир. Редактор оценивает произведение с позиций жизненной достоверности, правдивости.

Управляющие функции связаны с влиянием искусства на человека, с формированием системы оценочных критериев.

Редактор при оценке сочинения должен исходить из анализа «плана смысла» и «плана факта» произведения (М.М. Бахтин).

План смысла фиксирует ценностные, эмоциональные стороны творчества, передает оценку автором характеров, явлений и процессов.

Редакторский анализ: актуальность, оригинальность и новизна, полнота воплощения, мастерство реализации авторского замысла.

Предметом литературного произведения являются связи и отношения человека с окружающим миром, осмысленные, прочувствованные художником и закрепленные в художественной форме. В художественном объекте этическое, нравственное отношение к миру выражается в эстетической форме.

Главное, ради чего создается произведение литературы, — смысл, который автор вкладывает в содержание произведения, ищет для него определенную форму.

Объединяющим началом при редакторском анализе нужно рассматривать замысел произведения. В книге «Как слово наше отзовется» писатель Ю. Трифонов замечает: «Высший замысел вещи, — то есть зачем эта вся порча бумаги — находится в тебе постоянно, это данность, твое дыхание, которого ты не замечаешь, но без которого нельзя жить».

В заметках Владим. Солоухина «Камешки на ладонях» находим аналогичную мысль: «Высшей творческой точкой акта, искрой, вспышкой, горючего материала, блеском молнии, озарением, а короче говоря, собственно творческим актом является момент рождения замысла. Здесь в одно мгновение укладывается то, что потом растягивается на часы, месяцы, на целые годы воплощения».

В чем же суть замысла? А.П. Чехов писал А.С. Суворину: «Вспомните, что писатели, которых мы называем вечными, или просто хорошими, и которые пьянят нас, имеют один общий и весьма важный признак: они куда-то идут и Вас зовут туда же! Вы чувствуете не умом, а всем своим существом, что у них есть какая-то цель, как у тени отца Гамлета, которая недаром приходила и тревожила воображение. Лучшие из них реальны и пишут жизнь такой, какая она есть, но от того, что каждая страница пропитана, как соком, сознанием цели, Вы, кроме жизни, какая она есть, чувствуете еще ту жизнь, которая должна быть».

Именно замысел вбирает в себя ценностные ориентиры писателя и определяет отбор жизненного материала для произведения. Масштабный замысел требует крупной формы – жанр романа. Замысел, раскрывающий интимные стороны судьбы человека, — жанр рассказа, новеллы.

Рассмотрев план смысла произведения, редактор анализирует план факта. Ответив на вопрос, что сказал автор, редактор оценивает то, как сказал, т.е. анализирует мастерство писателя. В первую очередь художественный образ. Художественному образу свойственны чувственная конкретность, органическая включенность личности автора, целостность, ассоциативность и многозначность – создается «эффект присутствия».

Редакторская оценка произведения: единство содержания и формы, художественная правда (неискаженное, в рамках образа, воссоздание действительности), оригинальность авторской манеры, эмоциональная емкость и ассоциативное богатство, целостность.

ПО ПРАВДЕ: А.Т. Твардовский писал К. Симонову: «Ты живешь в романе в 1939 году, и ты этого должен держаться. У тебя слишком умные иногда люди. Синцова мобилизовали в сентябре, и он уже все понимает! Даже Маша строит жизнь в соответствии с большой войной. А каким было бы прекрасным решение, чтобы она задумала посадить что-нибудь к приезду Синцова. То есть — все наоборот! Никто же ничего не знал тогда!.. Но ты наделяешь людей слишком уж большой прозорливостью, которая не свойственна им... Речь идет о том, что мы не знали тогда многого такого, что знают твои герои. Они знают слишком много».

ПО ОРИГИНАЛЬНОСТИ: А. Блок: «Стиль всякого писателя так тесно связан с содержанием его души, что опытный глаз может увидеть душу по стилю, путем изучения форм, проникнуть до глубины в содержание».

ПО ЦЕЛОСТНОСТИ: М. Горький: «Надо, чтоб читатель воспринимал образы автора сразу, как удар, а не задумывался над ними, не соображал: «Как это?». А.П. Чехов: «Беллетристика должна укладываться сразу, в секунду».

При оценке художественного образа редактор выделяет художественную деталь — средство создания образа. К.Г. Паустовский: «К сожалению, многие рукописи начинающих авторов, которые мне приходится читать в большом количестве, страдают одним общим недостатком: словесные обобщения вытесняют в них деталь... Можно долго и обстоятельно описывать характерные черты героя, но многословное описание никогда не дает такого эффекта, какой дает безошибочно найденная деталь». «Без подробностей вещь не живет. Смысл подробности заключается в том, чтобы, по словам А.С. Пушкина, мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно, в глаза всем».

Французский художник Эжен Делакруа: «Поэта выручает последовательность образов, художника — их одновременность. Пример: у меня перед глазами птицы, купающиеся в лужице воды, оставшейся после дождя на кровле, покрывающей плоский выступ крыши; я одновременно вижу массу вещей, о которых поэт не может даже упомянуть, не говоря уже о том, чтобы их описать, ибо рискует стать утомительным, исписать целые тома и все же дать далеко не совершенное изображение. Заметьте, что я беру лишь одно короткое мгновение. Птица погружается в воду: я вижу ее окраску, серебристый пух под маленькими крылышками, всю ее легкую форму, брызги светлых капель, которые взлетают вверх на солнечном свету... Здесь искусство поэта беспомощно: нужно, чтобы из всех этих впечатлений он выбрал одно, наиболее захватывающее, дабы вызвать в моем воображении все остальные».

Худоба Дон Кихота, зонт и галоши Беликова …

Основные правила, которые должен помнить редактор: в произведении должна быть органическая связь сюжета и персонажей; все сюжетные линии направлены на раскрытие характеров. Поведение каждого персонажа должно быть естественным, причем поступки героев обусловлены внутренней логикой развития его характера. Л.Н. Толстой: «Вообще герои и героини мои делают иногда такие штуки, каких я не желал бы! Они делают то, что должны делать в действительной жизни и как бывает в действительной жизни, а не то, что мне хочется».

Литературоведение выделяет три рода художественного изображения: эпический, лирический и драматический.

Для эпоса характерно повествовательное изображение мира, окружающего человека, для лирики — передача внутренних переживаний человека; драма изображает жизнь в диалогической форме. В эпосе жанровыми формами являются роман, повесть, рассказ, новелла. В лирике — стихотворение, поэма. В драматургии — драма, трагедия, комедия, мелодрама.

РОМАН

Главное — единство, цельность повествования, подчиненность каждой сюжетной линии, каждого характера замыслу.

А.С. Пушкин: «… Под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». Содержание романа должно включать значимые события, характеризующие общественное сознание, социально значимые конфликты, связь частной судьбы с общественным развитием.

Повествование романа должно быть объемным, раскрывать самые различные области жизни героев, показывать героев в периоды больших промежутков времени.

Важный критерий оценки содержания романа — единство сюжета и характеров: каждый эпизод, в котором действует герой, должен быть направлен на раскрытие его характера, развития личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: