ЗАДАНИЕ: Разработайте программу небольшого издательства художественной литературы.
Функции художественной литературы, значимые для редакторского анализа: • эстетические; • этические; • коммуникативные; • познавательные; • управляющие.
Эстетическое отношение к действительности предполагает способность к сопереживанию, стремление к гармонии, желание сохранить лучшее.
Этические функции определяют ценностные ориентиры личности, связаны с требованиями морали. Редактор определяет соответствие системы оценок общественным нормам.
Коммуникативные функции – взаимодействие автора и читателя.
Познавательные функции позволяют читателю познать себя, окружающий мир. Редактор оценивает произведение с позиций жизненной достоверности, правдивости.
Управляющие функции связаны с влиянием искусства на человека, с формированием системы оценочных критериев.
Редактор при оценке сочинения должен исходить из анализа «плана смысла» и «плана факта» произведения (М.М. Бахтин).
|
|
План смысла фиксирует ценностные, эмоциональные стороны творчества, передает оценку автором характеров, явлений и процессов.
Редакторский анализ: актуальность, оригинальность и новизна, полнота воплощения, мастерство реализации авторского замысла.
Предметом литературного произведения являются связи и отношения человека с окружающим миром, осмысленные, прочувствованные художником и закрепленные в художественной форме. В художественном объекте этическое, нравственное отношение к миру выражается в эстетической форме.
Главное, ради чего создается произведение литературы, — смысл, который автор вкладывает в содержание произведения, ищет для него определенную форму.
Объединяющим началом при редакторском анализе нужно рассматривать замысел произведения. В книге «Как слово наше отзовется» писатель Ю. Трифонов замечает: «Высший замысел вещи, — то есть зачем эта вся порча бумаги — находится в тебе постоянно, это данность, твое дыхание, которого ты не замечаешь, но без которого нельзя жить».
В заметках Владим. Солоухина «Камешки на ладонях» находим аналогичную мысль: «Высшей творческой точкой акта, искрой, вспышкой, горючего материала, блеском молнии, озарением, а короче говоря, собственно творческим актом является момент рождения замысла. Здесь в одно мгновение укладывается то, что потом растягивается на часы, месяцы, на целые годы воплощения».
В чем же суть замысла? А.П. Чехов писал А.С. Суворину: «Вспомните, что писатели, которых мы называем вечными, или просто хорошими, и которые пьянят нас, имеют один общий и весьма важный признак: они куда-то идут и Вас зовут туда же! Вы чувствуете не умом, а всем своим существом, что у них есть какая-то цель, как у тени отца Гамлета, которая недаром приходила и тревожила воображение. Лучшие из них реальны и пишут жизнь такой, какая она есть, но от того, что каждая страница пропитана, как соком, сознанием цели, Вы, кроме жизни, какая она есть, чувствуете еще ту жизнь, которая должна быть».
|
|
Именно замысел вбирает в себя ценностные ориентиры писателя и определяет отбор жизненного материала для произведения. Масштабный замысел требует крупной формы – жанр романа. Замысел, раскрывающий интимные стороны судьбы человека, — жанр рассказа, новеллы.
Рассмотрев план смысла произведения, редактор анализирует план факта. Ответив на вопрос, что сказал автор, редактор оценивает то, как сказал, т.е. анализирует мастерство писателя. В первую очередь художественный образ. Художественному образу свойственны чувственная конкретность, органическая включенность личности автора, целостность, ассоциативность и многозначность – создается «эффект присутствия».
Редакторская оценка произведения: единство содержания и формы, художественная правда (неискаженное, в рамках образа, воссоздание действительности), оригинальность авторской манеры, эмоциональная емкость и ассоциативное богатство, целостность.
ПО ПРАВДЕ: А.Т. Твардовский писал К. Симонову: «Ты живешь в романе в 1939 году, и ты этого должен держаться. У тебя слишком умные иногда люди. Синцова мобилизовали в сентябре, и он уже все понимает! Даже Маша строит жизнь в соответствии с большой войной. А каким было бы прекрасным решение, чтобы она задумала посадить что-нибудь к приезду Синцова. То есть — все наоборот! Никто же ничего не знал тогда!.. Но ты наделяешь людей слишком уж большой прозорливостью, которая не свойственна им... Речь идет о том, что мы не знали тогда многого такого, что знают твои герои. Они знают слишком много».
ПО ОРИГИНАЛЬНОСТИ: А. Блок: «Стиль всякого писателя так тесно связан с содержанием его души, что опытный глаз может увидеть душу по стилю, путем изучения форм, проникнуть до глубины в содержание».
ПО ЦЕЛОСТНОСТИ: М. Горький: «Надо, чтоб читатель воспринимал образы автора сразу, как удар, а не задумывался над ними, не соображал: «Как это?». А.П. Чехов: «Беллетристика должна укладываться сразу, в секунду».
При оценке художественного образа редактор выделяет художественную деталь — средство создания образа. К.Г. Паустовский: «К сожалению, многие рукописи начинающих авторов, которые мне приходится читать в большом количестве, страдают одним общим недостатком: словесные обобщения вытесняют в них деталь... Можно долго и обстоятельно описывать характерные черты героя, но многословное описание никогда не дает такого эффекта, какой дает безошибочно найденная деталь». «Без подробностей вещь не живет. Смысл подробности заключается в том, чтобы, по словам А.С. Пушкина, мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно, в глаза всем».
Французский художник Эжен Делакруа: «Поэта выручает последовательность образов, художника — их одновременность. Пример: у меня перед глазами птицы, купающиеся в лужице воды, оставшейся после дождя на кровле, покрывающей плоский выступ крыши; я одновременно вижу массу вещей, о которых поэт не может даже упомянуть, не говоря уже о том, чтобы их описать, ибо рискует стать утомительным, исписать целые тома и все же дать далеко не совершенное изображение. Заметьте, что я беру лишь одно короткое мгновение. Птица погружается в воду: я вижу ее окраску, серебристый пух под маленькими крылышками, всю ее легкую форму, брызги светлых капель, которые взлетают вверх на солнечном свету... Здесь искусство поэта беспомощно: нужно, чтобы из всех этих впечатлений он выбрал одно, наиболее захватывающее, дабы вызвать в моем воображении все остальные».
|
|
Худоба Дон Кихота, зонт и галоши Беликова …
Основные правила, которые должен помнить редактор: в произведении должна быть органическая связь сюжета и персонажей; все сюжетные линии направлены на раскрытие характеров. Поведение каждого персонажа должно быть естественным, причем поступки героев обусловлены внутренней логикой развития его характера. Л.Н. Толстой: «Вообще герои и героини мои делают иногда такие штуки, каких я не желал бы! Они делают то, что должны делать в действительной жизни и как бывает в действительной жизни, а не то, что мне хочется».
Литературоведение выделяет три рода художественного изображения: эпический, лирический и драматический.
Для эпоса характерно повествовательное изображение мира, окружающего человека, для лирики — передача внутренних переживаний человека; драма изображает жизнь в диалогической форме. В эпосе жанровыми формами являются роман, повесть, рассказ, новелла. В лирике — стихотворение, поэма. В драматургии — драма, трагедия, комедия, мелодрама.
РОМАН
Главное — единство, цельность повествования, подчиненность каждой сюжетной линии, каждого характера замыслу.
А.С. Пушкин: «… Под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». Содержание романа должно включать значимые события, характеризующие общественное сознание, социально значимые конфликты, связь частной судьбы с общественным развитием.
Повествование романа должно быть объемным, раскрывать самые различные области жизни героев, показывать героев в периоды больших промежутков времени.
Важный критерий оценки содержания романа — единство сюжета и характеров: каждый эпизод, в котором действует герой, должен быть направлен на раскрытие его характера, развития личности.