Традиционная форма - специальные занятия психолога с детьми. Основное содержание занятий со школьниками – игры и психотехнические упражнения – направлено на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем.
К проблеме содержания развивающей работы относится и вопрос о количестве игр и упражнений, используемых в ходе занятия. Наибольший развивающий эффект достигается не за счет увеличения количества упражнений, а за счет наиболее полного использования потенциальных возможностей каждого из упражнений. Т. е. каждое упражнение должно быть проведено несколько раз: с усложнениями, с передачей функции ведущего от взрослого к каждому желающему ребенку. Если упражнение полностью отработано, но оно очень нравится детям, его надо включать в работу группы до тех пор, пока сохраняется желание его выполнять. Как показывает практика, для ребенка, испытывающего трудности в обучении или развитии, каждый новый вид активности составляет определенную проблему. Перегрузка занятий новизной и разнообразием может только усугубить эти трудности.
|
|
Нетрадиционные формы групповой работы. Такое название призвано подчеркнуть их отличие от тренинговой и коррекционной работы психолога в стабильных группах. Отличия существуют уже в том, как организуется работа, и в том, каким содержанием она наполняется.
А) Обучающая психодиагностика – объясняя результаты, предлагаются коррекционные приемы.
Б) Общешкольные психологические программы (олимпиады по психологии), психологические конкурсы (интеллектуальные игры).
В) Школа практической конфликтологии («конфликт-менеджмент»).
Структура группового занятия должна включать в себя следующие элементы:
Ø Ритуал приветствия
Ø Разминка
Ø Рефлексия прошлого занятия
Ø Основное содержание занятия
Ø Рефлексия прошедшего занятия
Ø Ритуал прощания.
А) Ритуалы приветствия / прощания – являются важным моментом работы с группой, позволяют создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуалы могут предлагаться психологом или придумываться самой группой. Задача психолога - следить, чтобы ритуал присутствовал на каждом занятии, и чтобы в него были вовлечены все участники.
Б) Разминка – является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет функцию настройки на продуктивную деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между упражнениями - в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить эмоциональное состояние детей.
В) Основное содержание занятий – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного коррекционного комплекса. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизических состояний ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения должны располагаться от сложного к простому (с у учетом утомления детей). За занятие желательно провести 2 – 4 игры.
|
|
Г) Рефлексия занятия – ретроспективная оценка занятия в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось / не понравилось и почему?), и смысловом (зачем мы это делали?). Рефлексия прошлого занятия помогает вспомнить, чем занимались в предыдущий раз. Психолог предлагает вспомнить, с кем дети обсуждали упражнение после занятия, может применяли в повседневной жизни отдельные элементы упражнений.
Подготовка к занятиям:
Ø Добровольное участие в группе (7 – 10 чел.)
Ø Интенсивная форма ведения занятий (2 – 3 раза в неделю).
Ø Цикл работы с группой – не более 15 – 20 занятий.
Ø Длительность занятия зависит от возраста: для младших шк-ков – 30-45 мин, для подростков и старшеклассников - 60 – 120 мин.