коммунистический способы производства.
В западной социологии в результате многих серьезных разработок утвердилась трехчленная схема типов общественных систем, допускающая и последовательную смену менее совершенных типов более совершенными, и одновременное сосуществование различных типов.
Представление о трех основных типах социальной организации общества было приблизительно в одно и то же время сформулировано французским социальным мыслителем Р. Ароном в его лекциях, читаемых в Сорбонне в 1956-1959 гг., и американским экономистом и политологом У. Ростоу в книге «Стадии экономического роста» (1960). Впоследствии эти идеи нашли признание и дальнейшее развитие в работах Д. Белла, 3. Бжезинского, О. Тоффлера (США),
Л. Турепа (Франция) и других представителей социальной науки на 'Западе. Вся всемирная история была разделена натри стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Каждая из них предполагала определенные формы социальных связей, взаимодействия между социальными группами, институтами, социальную структуру общества и т. д.
|
|
Доиндустриальныи, т. е. основанный на аграрном производстве, этап развития получил название традиционного общества, т. е. общества, в котором на первом месте среди социальных целей стоит поддержание социального равновесия в системе связей и отношений между людьми. Важную роль здесь выполняют обычаи и традиции, получающие сначала, как правило, религиозное освещение, а затем и юридическое закрепление. Назначение социального контроля в рамках данной системы есть недопущение изменений в устройстве общества (прежде всего в его социальной структуре
Традиционное общество суть аналог того, что Ф. Теннис именовал органической общиной, а Э. Шилз определял как первичное сообщество. Главным фактором развития в нем выступает сельское хозяйство, ориентированное на стабильность и постоянство. Отсюда консервативность данной социальной структуры. Из числа институтов в ней на первое место выходят церковь и армия. На этом уровне застыли многие слаборазвитые сообщества Африки.
Индустриальное общество. Данный термин, авторство которого принадлежит Р. Арону и У. Ростоу, был введен в научный оборот для обозначения этапа социального развития, идущего на смену традиционному обществу. В литературе присутствует набор признаков, которые позволяют характеризовать его с разных сторон:
1. возникновение целостной нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры;
2. коммерциализация производства и уход в прошлое натурального хозяйства;
3. преобладание машинного производства и организация производства фабричного;
|
|
4) сокращение доли населения, занятого в сельском хозяйстве;
5) урбанизация;
6) рост грамотности, уровня образования и культуры в целом;
7) расширение избирательных прав населения и институционализаций политической жизни на основе массовых партий;
8) применение достижений науки во всех сферах жизни, особенно в промышленном производстве, и постепенная рационализация социальной жизни.
Термин «постиндустриальное общество» отражает современные представления о наступлении новой технологической эпохи, влекущей значительные социальные изменения во всех сферах жизни. Его инвариантами выступают информационное общество, общество услуг, общество знаний.
Концепция постиндустриального общества утверждает, что в зависимости от уровня развития техники в нем последовательно преобладают первичная (промышленное производство) и вторичная (сельское хозяйство) сферы. Ныне, по терминологии О. Тоффлера, наступает «третья волна» технологических изменений, связанная главным образом с производством услуг. Основную роль в последнем случае выполняют знания и информация, особенно электронная.
Постиндустриальному обществу присущ высокий технологический и социальный динамизм. Каждые десять лет происходит удвоение научного знания. Благодаря интернету информация мгновенно оказывается доступной любому человеку в самых отдаленных уголках земного шара. Обладание же такой информацией оказывается основным условием восходящей мобильности в экономике и политике, социальной сфере и профессиональной деятельности.
Для постиндустриального общества характерен процесс формирования новой элиты, власть которой основана на знании и интеллекте. При этом изменяется роль образования, создается различие между родовым и самопрограммируемым трудом. Под родовым трудом подразумевается узкоспециализированный труд, жестко связанный с определенным видом производства, минимизирующий возможности человека к самосовершенствованию и переходу к иным сферам деятельности. Самопрограммируемый труд посредством образования позволяет человеку сформировать навыки. для того чтобы самостоятельно овладевать новыми знаниями, умениями, квалификацией, а также самому находить источники этого знания. Необходимость в самопрограммируемом труде диктуется постоянно изменяющимися задачами современного производства.
В XX столетии демократия пережила серьезные испытания: они выразились в той угрозе, которую представляли для ее институтов диктаторские и тоталитарные режимы, развившиеся в ряде стран Европы и Азии. Осмысление этого процесса послужило основанием для формулирования теории об открытом и закрытом обществе.
В работе «Открытое общество и его враги» (1945) Поппер определил открытое общество как демократическое, пронизанное духом либерализма, свободы информации и передвижения, легко изменяющееся и приспосабливающееся к условиям внешней среды. К нему он отнес западные демократии. Закрытое же общество, по его мнению, застыло на достигнутой стадии, ему присущи догматизм и коллективное, зачастую конформное, поведение. Развитие человечества идет от закрытых общественных систем к открытым. В рамках закрытого общества выделяют тоталитарные (термин был сформулирован австрийским экономистом и политологом Л. фон Хайеком в 1944 г. в его знаменитой книге «Дорога к рабству») и авторитарные сообщества.
Тоталитаризм - это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военнобюрократический аппарат
|
|
Авторитаризм- социальный тип, которому присуща приверженность авторитету одного лица.
При характеристике современных сообществ широко используется их типология по религиозному принципу. Обычно говорят о христианских и исламских странах, а также странах, придерживающихся разнообразных восточных религиозных верований (буддизма, индуизма, даосизма, синтоизма, конфуцианства и т. п.) и анимистических религий (страны Черной Африки). К христианским сообществам относятся государства с преимущественно католическим, протестантским и православным населением. Действительно, трудно не увидеть различий между протестантскими сообществами Севера Европы и католическими - Юга.
Наконец, языковой принцип. В литературе мировое сообщество часто подразделяют на страны англо- и франкоязычные, испано- и португалоязычные, тюркоязычные и арабские. Думается, язык может оказаться более основательным критерием типизации, нежели экономика или политика.
§ 3. Социальные изменения
Проблема социальных изменений изначально стала одной из отправных точек возникновения и развития социологии как науки. Именно вокруг отношения к ней уже в середине XIX в. сложилось противостояние двух основных линий в социологической теории - эволюционной и конфликтологической.
В зависимости от направленности, которую приобретают изменения, выделяют прогресс, регресс и застой.
Прогресс - процесс социальных изменений, имеющий своим результатом усложнение внутренней структуры социальной системы и повышение уровня ее организации.
Концепция социального прогресса является продуктом эпохи европейского Просвещения XVII—XVI11 вв. верили в созидательную силу человеческого разума и его способность преобразовать общество на началах гуманности.
Регресс - социальные изменения в системе, сопровождающиеся понижением уровня организации, постепенной деградацией и распадом образующих ее структур.
В рамках концепции постиндустриального общества идея социального прогресса нашла дополнительный аргумент в свою пользу. Ее основу в данном случае составляет представление о всеобъемлющем значении технологических изменений. Застой - специфическая форма бытия социальной системы, связанная с ее неспособностью реагировать на изменения, которые происходят в окружающей среде. Следует учесть, что процессы социальных изменений могут иметь как организованный, так и стихийный характер.
|
|
Стихийные изменения выступают итогом результирующего взаимодействия самых разных и зачастую взаимопротиворечивых тенденций. Научным преломлением изучения и использования такого рода процессов выступает синергетика, разрабатывающая идею нелинейности процессов в сложноорганизованных системах.
Таким образом, синергетика позволяет представить мир социальных изменений более сложным и неоднозначным, нежели, например, концепция технологического детерминизма.
Организованный характер изменений связан со стремлением социальных сил, их инициирующих, достигнуть заранее намеченного результата. Они включают в себя сознательно преследуемые ими цели. В понимании процесса организованных изменений пролегает граница эволюционного и конфликтологического направлений социологической мысли.
Эволюционное направление (его представители О. Конти, Г. Спенсер) сформировалось как прямая реакция на ту нестабильность, которая характеризовала социальное развитие большинства стран Западной Европы с конца XVIII столетия. Задача социологии состояла, с их точки зрения, в том. чтобы своевременно открывать законы общественного развития и, используя полученное знание, предотвращать острые социальные конфликты, чреватые саморазрушением системы. В связи с этим основным инструментом совершенствования социального организма они считали реформу.
Реформа - процесс постепенного преобразования социальной структуры общества (групповой, институциональной и ценностнонормативной), ведущий к ее
внутреннему обновлению в соответствие с требованиям средыТрудно согласиться с имеющимся упрощенным ее толкованием, согласно которому реформа есть «частичное усовершенствование», не касающееся «основы существующего строя». В действительности речь должна идти:
во-первых, о глубине тех или иных реформ, затрагивающих лишь некоторые стороны жизни общества либо имеющих всеобъемлющий характер;
во-вторых, о наличии воли у субъекта, осуществляющего реформы. и его решимости идти до конца.
Конфликтологическое направление в версии, представленной в учении о классовой борьбе К. Маркса и Ф. Энгельса, основной акцент делало на радикальные общественные преобразования. В противоположность представителям эволюционного подхода, марксисты с самого начала усматривали задачу социологии в том, чтобы вскрыть социальные противоречия и антагонизмы в развитии общества.
Социальная революция - процесс коренной насильственной ломки существующего социального порядка в обществе. Как правило, она связана с захватом политической власти в государстве, опираясь на которую осуществляются преобразования в сфере экономики, политики, права и культуры. Основная граница между реформами и революционным путем пролегает через их отношение к использованию насилия как способа социальных изменений.
§ 4. Мировая система и процессы глобализации
Идея, согласно которой страны и народы нашей планеты представляют единую мировую систему, не нова. На рубеже XX-XXI вв. возникло представление об объединении современного человечества в единую мировую систему, а процессы ею переживаемые получили наименование глобализации.
Глобализация (фр. globalite - единство от лат. globus terrae - земной шар) - процесс перемен в масштабе всей планеты, ведущий к установлению всеобщей взаимозависимости и способствующий интеграции человечества в единое целое.
Впервые вопрос глобализации был поднят мировым сообществом в связи с обострением гак называемых глобальных проблем современности (экологической, демографической, продовольственной, энергетической и др.). Их разработкой занялись ученые, объединенные Римским клубом, А. Печчеи, Д. Медоуз, М. Месарович, Э. Пестель и др. В 70-80-е гг. XX столетия в своих докладах они сформулировали ряд прогнозов об опасности некоторых тенденций в развитии современного человечества.
В настоящее время проблема глобализации не столь однозначна как прежде. Из числа ее положительных черт отметим некоторые:
* интеграция рынков, финансов, технологий, интеллектуальных ресурсов по всему миру, что способствует росту специализации, углублению международного разделения груда;
* скорость, с которой осуществляются процессы в торговле, передвижении, в коммуникациях, инновациях и их продвижении на рынок;
*высокие технологии (компьютеризация, спутниковые коммуникации, волоконная оптика и интернет);
*рост контактов и связей между странами и народами в области экономики, торговли, технологий, культуры.
Правда, сегодня все большее число исследователей указывают на негативные последствия глобализации, а также на присущие ей внутренние противоречия. В литературе отмечается, что глобализация не носит всеобъемлющего характера, по следующим причинам.
Во-первых, она заведомо ставит разные страны и народы в неравные условия, усиливая несправедливость их положения. Глобализация часто воспринимается как рост американского влияния
Во-вторых, глобализация, которая все более приобретает черты информационной войны, резко усиливает разрыв возможностей между богатыми и бедными странами, а вследствие этого получать устаревшую информацию.
В-четвертых, происходит засилье стран массовой культурой. (Масштабы тиражирования и распространения развлекательных программ, кинофильмов, телепродукции угрожают самобытности многих народов
Список разного рода конфликтных ситуаций мог бы быть значительно увеличен. Однако сказанного вполне достаточно, чтобы заключить, что глобализация не несет полного и окончательного разрешения существующих проблем. Расширяя возможности человечества по самым разным направлениям, она одновременно обостряет прежние и порождает новые противоречия. Более того, С. Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций?» (1993) утверждает, что на смену прежнему противостоянию двух мировых систем идет разлом человечества по линии различных цивилизаций. По его мнению. «цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей» [ 11.С. 34]. Они несравнимо более устойчивы, нежели экономическая или политическая системы, пережили не одно тысячелетие своей истории. Сегодня же образующие их культурные, религиозные, этнические черты обусловливают новый, более глубокий виток противоречий между странами и народами.
Еще один подход акцентирует внимание на том, что разрыв в уровнях развития между группами стран порождает тенденцию к их сегментации.
Сегментация (лат. segmentum - отрезок) проявляется в форме попыток правительств отдельных стран защитить свою экономическую систему, государственный суверенитет или политический режим, своеобразие социальной жизни и культуры от воздействия глобализации, которая объективно ведет к снятию всех границ.
Со времени опубликования книги С. Хантингтона все большее признание получает идея о том, что «столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики». Однако ученые указывают и на латентную опасность, которую представляет для демократической постиндустриальной цивилизации ее взаимодействие с традиционными социальными системами, где еще не сложилось подлинно гражданское общество. Данная опасность проявляется в том, что:
*5/6 жителей планеты уже проживают в развивающихся странах и на их же долю приходится 97 % прогнозируемого прироста населения;
*подавляющая часть развивающихся стран представляют собой сообщества традиционного типа; вопреки западному влиянию в структуре их социальных связей доминирующую роль играют семейственность, кумовство, коррумпированность, местничество, что делает невозможным ни подлинно демократический режим, ни полноценное гражданское общество;
*усиливающаяся иммиграция из стран третьего мира в страны первого мира ведет к формированию принципиально нового этнического, конфессионального и расового облика западного социума;
*иммигранты с периферии на новом месте жительства образуют, как правило, замкнутые сообщества (сегменты), где они воспроизводят традиционные для них отношения; эти люди не стремятся интегрироваться в структуры гражданского общества, поскольку привычный им уклад жизни обеспечивается их принадлежностью к родственной малой группе. Отсюда их невосприимчивость и как отмечают эксперты, результатом дальнейшего развития обрисованной тенденции может стать «экспансия незападных социальных структур в постиндустриальный мир и последующая деградация западных обществ».