Эта игра - прекрасная возможность для участников еще раз убедиться в своей проницательности, в умении понимать людей. Экстремальная ситуация - угроза
осуждения - обостряет восприятие другого человека, стимулирует повышенное внимание к внешним проявлениям своего партнера, интонациям его голоса и т. д. Самое главное -это возможность проверить, насколько глубоко член группы понял за время тренинга своего партнера («сообщника»), сумеет ли угадать действия партнера.
5. «Другой акцент»
Никогда не следует говорить: «Вы меня не поняли». Лучше сказать: «Я плохо выразил свою мысль...»
М. Робер, французский психолог
«Часто в своей речи мы совершенно не обращаем внимания на то, какие слова мы говорим. Например, после вашего предложения принять участие в каком-либо деле партнер говорит, что ему не совсем ясно, о чем идет речь. Вы можете отреагировать двумя принципиально разными способами.
Первый из них, который обычно используют некомпетентные в общении люди, выглядит примерно так: «Вы меня не поняли» (в скобках читай: «Ну какой же вы бестолковый человек!»).
Второй способ реакции на возникшую ситуацию, который используют опытные в общении люди, - «Извините, я плохо выразил свою мысль» (читай в скобках: «Я сегодня действительно не совсем в форме и готов еще раз повторить свое предложение»).
Вы понимаете, естественно, что первым ответом мы перекладываем всю ответственность на партнера и тем самым ставим его в неловкое положение. Эти слова как бы подчеркивают, что он некомпетентен, мало разбирается в вопросе, который обсуждается, и
т. д. Ваш партнер может сделать и другие мрачные выводы.
Второй вариант ответа снимает с вашего партнера значительную долю ответственности. Такими словами вы принимаете все на себя и показываете свою готовность продолжить разговор, несмотря на то, что с первого раза не все получилось так, как вы хотели.
Какая тактика более эффективна? Я думаю, что выводы сделаете сами. Давайте сегодня потренируемся использовать именно вторую тактику разговора. Для этого мы сначала соберем несколько примеров высказываний первого типа, в которых вся вина перекладывается на партнера. Желательно, чтобы это были примеры из вашей личной практики, которые вы часто слышите при общении со своими друзьями, знакомыми и т. д. После этого мы все вместе перенесем акцент в ответе на себя, т. е. переделаем их во второй вариант, который более эффективен в диалоге с человеком».
Рекомендации ведущему. Вам следует несколько раз продемонстрировать разные варианты ответа, каждый раз подчеркивая оттенки реплики. Примеры желательно собрать в письменном виде и затем распределить по 3-4 варианта каждой малой группе, в которых будут работать все участники.
6. «По секрету»
Прошлое полезно,
потому что указывает нам
пути и средства
к дальнейшему развитию.
Г. Форд
«У каждого человека есть самые сокровенные цели и желания. Мы о них стараемся не
говорить в силу разных причин. Боимся, что нас неправильно поймут окружающие, начнут высмеивать или будут завидовать и т. д. Сегодня вы сформулируете основные цели, которые вы хотели бы достичь в ближайшее время. Подумайте, какие конкретные шаги нужно сделать для их достижения. Затем вы объединитесь с человеком, которому больше всех доверяете в нашей группе, и поделитесь с ним своими планами на будущее.
Постарайтесь быть максимально откровенными, ведь вы уже поняли, что это лучший способ получить понимание и поддержку. Поэтому проговорите свои самые сокровенные желания, самые тайные цели, о которых вы боитесь рассказывать другим людям, ведь вы знаете, что это останется только между вами, так как ваш партнер умеет хранить чужие тайны. Настройтесь на полную откровенность перед собой и перед тем человеком, которого вы изберете в качестве партнера для этого этюда».
Рекомендации ведущему. Если кто-то из участников окажется без пары, например, он так и не смог найти человека, которому он готов полностью довериться, дайте ему возможность поработать одному, просто записав свои цели и желания.